Президент США Дональд Трамп и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган встретились в Вашингтоне, чтобы восстановить американо-турецкие отношения. Долгожданная встреча стала первой после вторжения Турции в Северо-восточную Сирию, и хотя ни о каких новых договоренностях объявлено не было, оба президента заявили, что будут работать над восстановлением напряженных американо-турецких отношений.
«Приобретение Турцией современной российской военной техники, такой, как С-400, создает для нас очень серьезные проблемы, и мы постоянно об этом говорим», — сказал Трамп на пресс-конференции, посвященной итогам встречи, заявив, что его штаб будет работать над решением проблемы С-400.
Эрдоган сказал, что Турция остается преданным партнером США в борьбе с терроризмом и подчеркнул роль своей страны в размещении более 3,6 миллиона беженцев (из Сирии). До и после пресс-конференции Трамп также дал понять, что он открыт для расширения американо-турецкой торговли. Он заявил, что ежегодный объем торговли стран в размере $ 20 млрд. может достичь $ 100 млрд.
Асли Айдинтасб, старший научный сотрудник Европейского Совета по международным отношениям, которая написала о плохом времени встречи в Washington Post, сказала, что это событие было «победой для Эрдогана».
Благодаря встрече с Трампом Эрдоган «увеличил авторитет у себя дома и получил большую аудиторию в США, включая республиканских лидеров Конгресса и СМИ, — сказала Айдинтасб в интервью с «Аль-Монитор». — Эрдоган смог повторить [в Вашингтоне] некоторые из своих ключевых тезисов, например, что ОНС (Отряды народной самообороны, милиция курдов, — прим.) являются «террористами».
Американская поддержка курдских сил в регионе, в том числе ОНС, в военных операциях по уничтожению боевиков Исламского государства (организация, запрещенная в России, — прим.) уже давно рассматривается официальными лицами в Анкаре как «угроза безопасности Турции» и это оказывает давление на двусторонние отношения Турции и США с 2014 года.
После встречи с Трампом и его женой Меланией Эрдоган встретился с небольшой группой сенаторов-республиканцев. Сенатор от Флориды Рик Скотт принял участие во встрече. Еще до нее он написал в Твиттере свои вопросы к турецкому лидеру. В частности, он указал, что будет спрашивать о приверженности Турции альянсу НАТО и об отношениях Анкары с Москвой.
Ключевой момент разногласий в американо-турецких отношениях связан с приобретением Анкарой в начале этого года российских систем противоракетной обороны С-400 в нарушение санкций США. Покупка привела к исключению Турции из программы истребителей F-35 в июле, поскольку американские законодатели указали на потенциальные нарушения безопасности в планах Турции по одновременной эксплуатации военной техники НАТО и России.
«Я думаю, что все мы хотим выяснить, как именно мы строим отношения с Турцией», — сказал Скотт во время пресс-конференции в Овальном кабинете с Эрдоганом. Скотт сказал так же, что целью встречи было «точно понять, что произойдет с С-400, если Турция движется в направлении Соединенных Штатов, а не в направлении России».
Айдинтасб отметила, что «вопрос С-400 по-прежнему находится на переднем крае отношений, хотя он обсуждается с меньшим напряжением. Очевидно, что есть предложение США, которое лежит на столе, и Эрдоган выжидает, чтобы принять решение в наиболее удобный для него момент, выбирая в своей игре между США и Россией».
Встреча состоялась в связи с тем, что американо-турецкие отношения сталкиваются с некоторыми из наиболее значительных проблем на сегодняшний день. Хотя президенты испытывают симпатию друг к другу, члены Конгресса США были менее милосердны к политике турецкого правительства в последние годы, поскольку сомнительные выборы и военные кампании Турции вызвали растущую критику в отношении 17-летнего пребывания Эрдогана у власти.
«Цель этой встречи — провести урок американской гражданственности для наших друзей в Турции», — сказал сенатор-республиканец Линдси Грэм на той же пресс-конференции в Овальном кабинете.
Анти-турецкий пыл заметно усилился на Капитолийском холме 6 октября, после телефонного разговора между Трампом и Эрдоганом, в котором Трамп согласился отозвать американские войска на северо-востоке Сирии, способствуя турецкому вторжению — вторжению, направленному на то, чтобы изгнать поддерживаемых США курдских ополченцев и создать так называемую «безопасную зону» для размещения 2 миллионов сирийских беженцев, находящихся в настоящее время в Турции.
В попытке сдержать турецкое вторжение американские законодатели внесли множество законопроектов, которые могли бы превратиться в санкции против турецких чиновников, экономики страны и банковского сектора, а так же запретить передачу США оружия Турции. Более того, подавляющее большинство в Палате представителей Конгресса проголосовали 29 октября в пользу резолюции, впервые признающей массовые убийства армян в период с 1915 по 1923 год геноцидом, что вызвало упреки со стороны Эрдогана во время пресс-конференции.
В то же время турецкие чиновники разочарованы решением вопроса об иностранных боевиках Исламского государства, захваченных в Турции и Сирии турецкими войсками и силами безопасности. Более 200 боевиков находятся под стражей в Турции на неопределенный срок после того, как их родные страны аннулировали их паспорта.
Заявив, что Турция «не является гостиницей» для боевиков ИГИЛ (организация, запрещенная в России, — прим.), министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу сказал, что Анкара начнет отправлять иностранных боевиков в свои страны. Репатриация началась в понедельник. Этот шаг привел к депортации одного американского боевика ИГИЛ в Грецию, которая не предоставила ему право на въезд, оставив его застрявшим между пограничными воротами на турецко-греческой границе.
«Нам вообще не интересно, застрял ли он на границе или нет, — сказал Эрдоган о предполагаемом террористе перед встречей в Белом доме. — Мы будем продолжать высылать их, и нас не интересует, заберут их страны своих граждан домой, или нет».
Эти события разворачиваются на фоне обсуждения в турецкой прессе нарушений прав человека в самой Турции. Один из самых известных журналистов Турции, подвергшихся судебному преследованию, Ахмет Алтан, был повторно арестован во вторник, чуть более чем через неделю после освобождения из тюрьмы. Отсидев три года в предварительном заключении по обвинению в терроризме, основанному на его журналистской деятельности, Алтан был освобожден под подписку о невыезде 4 ноября.
На этой неделе новый судья, назначенный для ведения дела Алтана, приказал его повторно арестовать, заявив, что 69-летний журналист и писатель может совершить побег, поскольку ему все еще грозит 10-летний тюремный срок. Это решение вызвало осуждение со стороны правозащитных групп, а также европейских официальных лиц, которые заявили, что задержание Алтана указывает на продолжающееся давление на свободу прессы в Турции — стране, которая лидирует в мире по числу заключенных в тюрьму журналистов.
«Похоже, что журналистская деятельность Ахмета Алтана воспринимается как очень опасная, — сказал «Аль-Монитору» адвокат Фиген Каликусу. — Нет никакой терпимости к мысли. Нет никакого юридического объяснения тому, что сейчас происходит. Нас отрывают от основ самого закона».
Тем временем назначенные правительством попечители сменили четырех выбранных мэров, принадлежащих про-курдской, ориентированной на защиту прав этнических меньшинств Демократической партии народов (ДПН) на юго-востоке Турции. Сегодня Министерство внутренних дел Турции назначило чиновников для надзора за муниципалитетами в Ширнаке, Тунджели и двух районах Диярбакыра, в результате чего общее число избранных должностных лиц ДПН, отстраненных от должности после выборов 31 марта, достигло 20.
Во вторник сенаторы-демократы Эдвард Маркей и Рон Уайден предложили законопроект, осуждающий «антитеррористические меры», предпринимаемые турецким государством для давления на журналистов, политических оппонентов и меньшинства в стране.
«Президент Трамп снова и снова показывает, что он будет подстраиваться под авторитарных правителей, — сказал Маркей во время пресс-конференции во вторник. — Он должен … дать понять, что позиция Турции в области прав человека неприемлема».
Маркей сказал, что более 80 000 турецких граждан были арестованы или заключены в тюрьму, и более 1500 неправительственных организаций были закрыты после неудавшегося переворота в Турции в 2016 году.