Во второй половине дня 16 апреля лидер «Бело-голубой» центристской оппозиционной партии Бенни Ганц предъявил премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху ультиматум: если Нетаньяху не подпишет соглашение о создании правительства национального единства к 20 апреля, Ганц выдвинет законодательную инициативу, запрещающий обвиняемому судом политику руководить правительством.
Если законопроект станет законом (а вероятность этого велика, так как в израильском парламенте – Кнессете – много противников Нетаньяху. – Прим.) то это положит конец перспективам нынешнего премьера оставаться на своем посту, поскольку в начале этого года ему были предъявлены обвинения в коррупции, злоупотреблении доверием и мошенничестве.
16 апреля Ганц решил взять дело в свои руки и не ждать, пока Нетаньяху передумает после того, как коалиционные переговоры зашли в очередной тупик. По имеющимся данным, у Ганца сложилось впечатление, что Нетаньяху фактически добивается проведения четвертых выборов, ведь три предыдущих тура еще не привели к формированию правительства. (С апреля 2019 года в Израиле уже трижды проводились парламентские выборы, однако по их итогам ни одна партия так и не смогла сформировать коалицию большинства в Кнессете, и правительство. Страна переживает не только эпидемию, но и губокий политический кризис. – Прим.).
Таким образом, Ганц созвал свою фракцию в Кнессете на специальное заседание, проинформировав своих коллег о деталях переговоров, проведенных им с Нетаньяху за последние три недели. По словам анонимного источника «Бело-голубых», Ганц дал понять, что не будет сидеть сложа руки и ждать согласия премьера. «Я приведу Кнессет в рабочее состояние в понедельник», – цитирует источник слова Ганца, добавляя, что «бело-голубые» мандаты позволяют голосовать по законодательным предложениям, направленным против Нетаньяху.
Этот шаг Ганца отражает его оценку поведения Нетаньяху, который, по мнению Ганца, нагромождает препятствия на пути к соглашению о создании правительства национального единства, а значит вероятность проведения четвертых выборов высока. Источник, принимавший участие в переговорах коалиции и пожелавший остаться анонимным, сообщил «Аль-Монитору», что Нетаньяху добился значительного прогресса в переговорах, но преобладает мнение, что «он намеренно тормозит. Каждый раз, когда достигается прогресс, он находит еще один пункт, с которым можно не согласиться».
В настоящее время источником разногласий является требование Нетаньяху включить в соглашение между партиями положение, позволяющее обойти решение Верховного суда, если суд дисквалифицирует Нетаньяху как обвиняемого в коррупции, запретив ему занимать должность вице-премьера (согласно предварительным договоренностям между Ганцем и Нетаньяху о коалиционном правительстве, они будут проводить ротации, т.е. сначала кресло премьера займет Нетаньяху, а затем Ганц. Нетаньяху же станет его заместителем. – Прим.). Ганц отказывается включить такую оговорку, объясняя, что шансы на такую дисквалификацию невелики и что любое такое законодательное решение недопустимо, поскольку оно нанесет ущерб авторитету Верховного суда.
На фоне этих событий Нетаньяху пригласил Ганца на встречу в ночь на 16 апреля; Ганц отклонил приглашение. «Встречи между Нетаньяху и Ганцем действительно хороши на личном уровне, но после трех недель переговоров этого недостаточно. Мы пошли на многие уступки, но у нас есть красные линии», – сказал «бело-голубой» источник.
Учитывая все это, «Бело-голубые» начали готовиться к потенциальной четвертой избирательной кампании. Нетаньяху должен будет принять решение к 20 апреля, потому что формируемое соглашение о правительстве национального единства требует внесения поправок в некоторые основные законы Израиля; это трехнедельный процесс для Пленума Кнессета. Если в течение двадцати одного дня Кнессет не представит кандидата, поддержанного большинством голосов, он будет автоматически распущен, и будут объявлены новые выборы.
Между тем, правый блок Нетаньяху, состоящий из националистических и религиозных партий начинает раскалываться. (В блок входит его партия «Ликуд» – националисты и при этом либералы в экономике, а так же ультраправые националисты из партии «Ямина» и религиозные партии «Яхадут ха-Тора» и ШАС, выступающие за усиление роли иудейской религии и за дополнительные дотации для религиозных общин в израильском обществе. – Прим.).
Постоянные проволочки и отказ премьер-министра Биньямина Нетаньяху заключить соглашение о национальном единстве начинают раздражать даже его ближайших союзников в праворадикальном лагере.
«Я не знаю, куда вы нас ведете», – прошипел председатель ШАС и министр внутренних дел Арье Дери премьер-министру Биньямину Нетаньяху в недавнем резком разговоре. «Аль-Монитор» получил эту информацию на условиях анонимности от высокопоставленного министра «Ликуда», которому доверился Дери.
Дери, ключевой посредник между Нетаньяху и председателем «Бело-голубых» Бенни Ганцем, призвал стороны как можно скорее сформировать «единое коронавирусное правительство». Вторым посредником был «номер 2» в «бело-голубых» кругах, бывший начальник генерального штаба израильской армии Габи Ашкенази, фактически осуществлявший первоначальные контакты с Дери. Ашкенази был сторонником правительства единства, даже ценой демонтажа и развала «Бело-голубых». Он приложил множество усилий, чтобы снизить уровень подозрительности и гнева, которые Ганц накопил в отношении Нетаньяху во время дикой мартовской избирательной кампании.
В ходе переговоров Ашкенази с Дери председатель ШАС пообещал Ашкенази, что он будет лично и непосредственно отвечать за то, чтобы Нетаньяху выполнил свои предвыборные обещания. Дери успокоил Ашкенази и сказал ему, что на этот раз Нетаньяху был серьезен и хотел бы предотвратить четвертую избирательную кампанию (каждые выборы в Израиле стоят несколько миллиардов долларов; общество устало от политического хаоса, и, кроме того, проводить выборы в условиях эпидемии кажется безумием. – Прим.).
Как мы помним, начало было многообещающим. Когда 26 марта «Бело-голубые» развалились, Ганц стал свободен от обязательств (данных различным фракциям «Бело-голубых», с которыми он порвал. – Прим.), чтобы начать процесс коалиционных переговоров с Нетаньяху. В этих личных беседах Нетаньяху проявил готовность пойти на компромисс и использовал свое личное обаяние. Но со временем выяснилось, что каждый раз, когда казалось, что переговоры вот-вот закончатся подписанием соглашения о коалиции, Нетаньяху приходил к очередному тупику. Переговорный персонал Ганца, который проводил долгие часы в официальной резиденции премьер-министра и имел прямой доступ к Нетаньяху и его сотрудникам, был истощен. Нетаньяху потребовал гарантий того, что Верховный суд не лишит его права занимать должность премьер-министра или, позже, заместителя премьер-министра в рамках соглашения о ротации. Люди «Бело-голубых» предлагали все более и более творческие судебные решения, которые они положили на стол Нетаньяху, из своего желания вооружить его правовой сетью безопасности, которую он просил. Однако Ганц неоднократно наблюдал, что премьер-министра Нетаньяху никак не удавалось успокоить.
Ашкенази, использовавший всю свою силу, чтобы подтолкнуть Ганца к соглашению о единстве, теперь попросил Дери вмешаться и представить Нетаньяху красную линию, чтобы остановить этот бесконечный цикл просьб. Дери является, пожалуй, самым важным союзником Нетаньяху в формировании правого блока; эта платформа (ШАС) яростно защищала Нетаньяху в ходе выборов и после них. Но на этот раз, к своему удивлению, Дери обнаружил, что Нетаньяху снова и снова настаивает на еще большем ужесточении коалиционного соглашения, добавляя все больше и больше условий, с тем, чтобы Верховный суд не смог отстранить его от должности заместителя премьер-министра (во втором периоде правления правительства национального единства, когда Ганц должен будет исполнять обязанности премьера). Даже Дери узнал, что, несмотря на свою личную близость к премьер-министру, он не смог разрушить стену паранойи Нетаньяху.
Такое развитие событий – плохой знак для единства правого блока. Если летом, 4 августа, состоятся четвертые выборы, Нетаньяху может обнаружить, что открылись возможности для создания новых союзов, направленных против него. Правда, Дери будет продолжать поддерживать Нетаньяху до выборов и во время них, потому что ультраортодоксальный электорат хочет видеть Биби (так в Израиле называют Биньямина Нетаньяху) премьер-министром. Но после этого Дери будет чувствовать себя гораздо менее преданным своему союзу с ним. Возможно, он даже готов к новому союзу с «Бело-голубыми» и именно теперь, когда их антиклерикальный компонент – Яир Лапид – вышел из партии и пошел своим путем.
Но проблемы Нетаньяху в праворадикальном блоке не ограничиваются только Дери. Против него выступают руководители промигрантской партии «Ямина», утверждающие, что премьер-министр уступил Ганцу и был готов отказаться от своей власти в Министерстве юстиции ради формируемого правительства единства («Ямина», связанная с 600 тысячами израильских поселенцев на оккупированных территориях, заинтересована в получении министерства юстиции или, по крайней мере, в закреплении там представителя «Ликуда», считая, что это поможет ее планам аннексии Западного берега реки Иордан – территории, оккупированной Израилем – или хотя бы поможет дальнейшему расширению поселенческой деятельности на Западном берегу. – Прим.). На самом деле они показали, что по-прежнему являются «запасным колесом» премьер-министра в том, что касается получения влиятельных позиций. Как и Дери, они также будут продолжать поддерживать Нетаньяху, но как только четвертые выборы будут позади (если это будет необходимо), депутаты от «Ямины» станут чувствовать себя гораздо менее преданным премьер-министру. На самом деле, они могут даже захотеть отомстить ему.
Для «Ямины», как и для ШАС, и для другой ультраортодоксальной религиозной партии, Ганц без определенных левых светских элементов мог бы стать более удобным партнером, чем раньше. И Ганц, и Ашкенази являются фигурами, хорошо знакомыми правому крылу и ультраортодоксам.
«Даже Кахлон (министр финансов Моше. – Прим.) сыт по горло Нетаньяху», – сказал «Аль-Монитору» на условиях анонимности источник, близкий к министру финансов. По словам источника, Кахлон ясно дал понять премьер-министру: если правительство национального единства не будет создано, он намерен немедленно уйти в отставку в течение трех недель, которые закон отводит на создание правительства. Он больше не будет ждать.
Правда, Кахлон уже объявил о своем уходе из политической жизни, но он намеревался сделать это только после того, как будет создано новое правительство. Кахлон (как и Дери. – Прим.) считал, что на этот раз Нетаньяху был серьезен, обещая коалицию с Ганцем, поскольку у него нет других вариантов. Поэтому, Кахлон теперь чувствует себя одновременно измученным (так как его использовали. – Прим.) и возмущенным.
Когда мы рассматриваем престиж Нетаньяху среди лидеров общественного мнения правого толка (в основном в социальных сетях), мы также находим трещины в формировании и критике отношения премьер-министра к Ганцу. Даже престижные журналисты, которые являются поклонниками Нетаньяху, призывают его выполнить то обязательство, которое он дал «бело-голубому» лидеру.
«Мой отец, человек из «Лехи» (предгосударственной военизированной группировки ультра-националистического толка. – Прим.), был настоящим идеологом. Но дома нас учили, что когда идейный соперник делает вам уступку, то вы должны отвечать ему тем же. Как настоящий мужчина… Это время больших бедствий в Израиле, в связи с эпидемией коронавируса и экономическим кризисом. Мы обязаны проявить единство и серьезность», – написал 13 апреля в своем твиттере Шимон Риклин, влиятельный медийный правый деятель, которого считают близким соратником Нетаньяху. И он не один такой.
Даже журналист Йинон Магал, лидер правых СМИ, обратился к Нетаньяху через «Твиттер» и умолял премьер-министра не заблуждаться по поводу соцопросов, которые предсказывают ему более 40 мандатов на следующих выборах. Он писал: «Настоящим мужчиной здесь станет Бенни Ганц, а не ты. Нетаньяху, теперь твоя очередь доказать, что ты не лгал, когда призывал к «национальной ответственности». Не играй с огнем! Возьми единственную птицу в свои руки и заключи сделку о единстве, ради Израиля, ради суверенитета нашей страны».
Нетаньяху по-прежнему очень популярен в среде «Ликуда», среди праворадикальной общественности всех оттенков и среди ультраортодоксов. Но его отказ подписать соглашение с Ганцем о правительстве национального единства во время израильского коронавирусного кризиса – отказ из личных побуждений – вполне может оказаться палкой о двух концах. Приведенные здесь описания демонстрируют начало негативного общественного мнения о Нетаньяху и его сторонниках. Это может превратиться в настоящий «обвал грунта», который может сбить его с ног на предстоящих выборах, если он проигнорирует предупреждения.