В Санкт-Петербурге прошел показ фильма «14 июля»

В Санкт-Петербурге прошел показ фильма «14 июля»

Традиция писать о жестокости турецких тюрем, о пытках и издевательствах надзирателей, о несправедливости судей восходит еще к творчеству НазымаХикмета и Орхана Кемаля (турецких писателей — коммунистов). Также можно вспомнить творчество курдского режиссера Йылмаза Гюнея — его фильм «Дорога», также посвящен этой теме. Даже западный кинематограф не обошел эту печальную тему стороной. Фильм Оливера Стоуна «Полуночный экспресс» повествует о злоключениях и несправедливости по отношению к человеку, попавшему в одну из таких тюрем.

Но РПК и тюрьмы тема особая. Практически все основатели РПК испытали на себе зверства и бессудные расправы турецкого государства, прошли через тюрьмы и пытки. Многие погибли, но те, кто выжил, как Мустафа Карасу продолжают дело революции, несмотря ни на что.

Режиссер Хашим Айдемир решил рассказать историю сопротивления в военной тюрьме Диарбакыра в 1982 году, организованного революционерами— апочистами. Среди них были такие герои и мученики, как Мазлум Доган, Кемаль Пир, Хейри Дурмуш, Али Чичек, Мустафа Карасу, Акиф Йылмаз, Фархат Куртай, Мустафа Карасу и Сакине Джансыз.

Петербургские активисты 19 мая организовали показ этого фильма в общественном центре «Стены». Фильм вызвал дискуссию у зрителей.

Фильм начинается с того момента, когда тюремное начальство принимает решение сломить волю арестованных революционеров и прибегнуть к мерам, превышающим все правовые и моральные законы. Поток насилия,вначале обрушивающийся на зрителей, кажется способен шокировать, но,к сожалению, по историческим свидетельствам он вполне историчен, и жестокие побои тут самое «мягкое», что творят нелюди в форме турецкой армии. Недаром главный антигерой фильма — начальник тюрьмы — сделан в стилистике, в которой обычно изображают офицеров СС, даже его форма напоминает о нацистах, а сама обстановка тюрьмы — концлагеря Третьего рейха.

Центром и сердцем фильма является сцена самосожжения курдского героя-революционера Мазлума Догана и его четырех товарищей. Они в знак протеста несправедливости подожгли себя 21 марта, в день Науроза. Далее следует история голодовки смерти, которая длилась 60 дней и в ходе которой погибли, но не сдались Кемаль Пир, Хейри Дурмуш и Али Чичек.

Отдельного внимания заслуживают сцены сопротивления женщин — революционерок. Сакине Джансыз предстала перед нами как стойкий борец и защитница всех угнетенных женщин. Жестокий начальник тюрьмы пытается сломить ее волю , избивая на ее глазах ее подруг и сокамерниц, но она отвечает ему только презрением. Очень эмоциональны сцены встречи заключенных и их родственников. Тюремное начальство на свиданиях требовало общения именно на турецком языке, который внедрялся силой и побоями. Поэтому встречи зачастую были молчаливыми.

Несмотря на то, что фильм по большей части говорит о запредельно страшных вещах, он оставляет светлое впечатление — ведь революционеров не удалось сломить — они даже при смерти не отказываются от своих принципов и духа товарищества. Хотя показаны и судьбы сломленных пытками людей, которые сдались и отказались от социалистических идей и курдской идентичности, но они не вызывают ненависти или презрения. Эти чувства скорее адресованы тем, кто совершает злодеяния.

Фильм заканчивается сценой народного восстания и это, как и героизм погибших, вселяет в сердце надежду в то, что революция продолжается и ее не убить. В этом еще раз убедились те, кто пришел на кинопоказ в «Стенах».

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/kpVGg

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях