«В регионе начинается новый геополитический процесс: это возвращение России на Ближний Восток», — отмечает директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении, тюрколог Рубен Сафрастян, анализируя последние политические события вокруг Сирии, в частности, причины сосредоточения российских сил в этой стране:
— Мы видим, что Россия пытается делать это не только военным путем, но и широко применяет дипломатические возможности: недавно имели место переговоры с премьер-министром Израиля, с президентом Турции Эрдоганом.
Путин пытается воспользоваться тем обстоятельством, что власти Сирии оказались в довольно сложной ситуации, и «Исламское государство» осуществляет широкомасштабные действия по свей территории Сирии, а западные союзники, США не могут дать равносильный ответ.
Но самой большой угрозой для Башара Асада сегодня является «Исламское государство». Опыт последних дней показывает, что и у Турции, и у Запада более мягкая позиция. Они не смогли пойти на решительные действия.
Касаясь вовлеченности Турции в урегулировании сирийского конфликта, которая постоянно с мировыми державами вдет переговоры по этому вопросу, то тюрколог обращает внимание на следующее обстоятельство:
—20 июля США и Турция достигли соглашения по вопросу борьбы с «Исламским государством». Но, полагаю, позже американцы осознали, что Турция вводит их в заблуждение, так как Турция на самом деле наносит удар не «Исламскому государству», а Рабочей партии Курдистана.
Очень интересен тот факт, что генерал Аллен, специальный посланник президента США по вопросам Сирии, который лично вел переговоры с Турцией, подал в отставку. Становится очевидно, что американцы разочаровались, они поняли что Турция, в первую очередь, решает свои внутренние вопросы, пытается нанести удар курдской партии, которая представлена в парламенте. Эрдоган делает все с целью создать в стране однопартийную систему.
Турция питает большие надежды на то, что с помощью «Исламского государства» избавится от Башара Асада, и учитывая этот факт считает, чти Турция и Россия на переговорах не пришли к согласию. Турция всячески препятствует борьбе против «Исламского государства.
Сирийский кризис, по словам тюрколога, наносит большой вред армянской диаспоре: самая состоявшаяся армянская община распалась: —Думаю, это было одной из важнейших целей Турции. Конечно, Турция пытается решить геополитические задачи, пытается избавиться от Асада, ослабить Сирию или сделать так, чтобы эта страна распалась, избавить себя от геополитического противника. Но так она решает и другую важную задачу. Наша община в Сирии – самая состоявшаяся, сохранившая национальную самобытность. Огромный потенциал армянства прямо под носом у Турции. И ее задачей было избавиться от армянской общины, яркое свидетельство тому события в Кесабе.
Турция, по словам господина Сафрастяна, принимая участие в сирийском конфликте, оказывается не на выгодных позициях:
— Если вовлеченность России в данном конфликте увеличится, то для Турции будут созданы довольно неблагоприятные условия. Турция поступила неправильно, не нужно было принимать столь активное участие в сирийском кризисе и бороться против власти Асада. В ближайшем будущем станет очевидным тот факт, что Турция все неправильно рассчитала. Вовлеченность Турции в ближневосточные проблемы создает проблемы внутри самой Турции. Одно могу сказать точно: стремление Турции стать страной-лидером на Ближнем Востоке наносит большой вред, и чем дальше, тем будет хуже. Курдский фактор усиливается, отношения с Ираном могут ухудшиться, отношения Турция с Египтом очень плохие. Турция изолируется от Ближнего востока, и ее позиции не усиливаются, как мечтал Эрдоган.