С момента выборов в иракский парламент, состоявшихся 12 мая, прошла неделя. Однако, несмотря на обещания избирательной комиссии, окончательные результаты еще не обнародованы. Кроме этого, подливают масла в огонь и поступающие обвинения в мошенничестве.
Курдские партии обеспокоены результатами выборов
Кризис широко распространился в связи с обвинениями в мошенничестве, поступающими со всего Ирака и особенно из Южного Курдистана (Башур). Не получив ответа на свой призыв с просьбой повторить выборы в Южном Курдистане, «Горран», «Коалиция за демократию и справедливость», «Комала Ислам», «Исламское движение Курдистана» («Yekgirtu»), Коммунистическая партия и партия «Бизутнава» заявили, что не будут принимать участия ни в какой политической деятельности.
Как минимум три партии, подписавшие заявление, отметили, что их новоизбранные депутаты не примут участия в церемонии присяги в Центральном парламенте, что усугубляет и без того непростую ситуацию.
Иракский парламент и все премьер-министры до настоящего времени рассматривали курдских депутатов в иракском парламенте как единый блок. И действительно, курдские депутаты зачастую действовали, как единая коалиция. По этой причине отказ некоторых курдских партий участвовать в парламентской деятельности Ирака может создать серьезные трудности как для Багдада, так и для Эрбиля.
Кризис в Южном Курдистане углубляется
Осознавая эту опасность, премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади выступил с заявлением, в котором обратился с призывом к Высшему Избирательному Совету Ирака. В свою очередь, Высший Избирательный Совет Ирака доставил в Багдад около 400 избирательных урн из Южного Курдистана для пересчёта голосов.
Тот факт, что голоса подсчитываются вручную, похоже, не решает проблему. Доказательством тому критические и даже скандальные ситуации.
Например, второй в списке кандидат, а именно коалиция движения «Новое поколение» в Киркуке столкнулась и вовсе со скандальной ситуацией. За «Новое поколение», согласно подсчётам, не было отдано ни одного голоса, несмотря на то, что за коалицию проголосовали, как минимум, сам лидер «Нового поколения», а также его родственники: жена, мать, отец, братья.
С определенным юмором представитель от «Нового поколения» отреагировал на эту ситуацию: «Я мог бы поверить, что моя жена предала меня, но я уверен, что я бы уж точно не предал себя!»
Многие подобные случаи были разоблачены многими депутатами и партиями, которые оперируя этими фактами мошенничества потребовали проведения новых выборов в Курдистане, а также в Киркуке и спорных районах. Именно поэтому нынешний пересчет голосов в Багдаде, похоже, проблему всё-таки не решит.
Эта ситуация наглядно демонстрирует, что кризис серьезен и лишь усиливается. Восемьдесят один депутат, осознавая всю серьезность ситуации, призвал иракский парламент созвать чрезвычайное заседание. Конечно, решение, которое будет принято парламентской ассамблеей, имеет определенный вес. Парламент может решить повторить выборы или прийти к другому соглашению.
Еще до выборов шла бурная дискуссия о будущем составе правительства. Первым на выборах 12 мая оказалась коалиция «Сайрун» Муктады Ас-Садра и Иракской Коммунистической партии, затем коалиция «Фатах», состоящая из членов военизированной организации Хашд Аль-Шааби, а после неё — «Наср» премьер-министра Абади.
США и Иран предпринимают меры
Сразу после выборов спецпредставитель президента США в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ (ДАИШ) Бретт Макгерк сначала посетил Багдад, а затем Южный Курдистан. В обоих местах у него были различные встречи.
По мнению некоторых, такой скорый визит Макгерка сразу после выборов, когда даже результаты еще не объявлены, для того, чтобы любое новое правительство было на стороне США. Вероятно, такое правительство возможно при президенте Абади.
Возникает вопрос: будет ли первая и вторая коалиция довольна правительством во главе с третьей новоприбывшей коалицией?
Это отдельный вопрос и одновременно серьезный недостаток. Ответ на это может привести к новому и более глубокому политическому кризису.
В то время как США заинтересованы в дружественном иракском правительстве, не стоит забывать, что и Иран тоже. Каждая из этих двух держав тянет одеяло на себя, что также может привести к росту напряженности в стране и во всем регионе.
Подлить масла в огонь может заявление исполнительного директора ДПК Хемина Хаврами, который указывает на, что парламентские выборы в Южном Курдистане, запланированные на сентябрь, могут быть очень трудными.
Холодная война между ДПК и ПСК
Говоря о новом центральном правительстве, Хаврами подчеркнул, что президентом Ирака будет курд, но не обязательно из Патриотического союза Курдистана (ПСК). Это заявление, безусловно, вызовет новые реакции и комментарии. Потому что помимо регионального правительства существует также соглашение между Демократической партией Курдистана (ДПК) и ПСК относительно иракского правительства.
В соответствии с этим соглашением, в то время как правление Ирака осталось за ПСК, власть в Курдистане — за КДП. Без сомнения, ПСК не имеет намерения покинуть посты в правительстве Ирака и региональном правительстве Курдистана и оставить их ДПК. Поэтому эта декларация, несомненно, осложнит и без того холодные отношения между двумя сторонами и в том числе с другими силами в регионе Курдистана.
Независимо от вашей личной оценки ситуации, кажется, что кризис будет углубляться, а количество проблем увеличиваться. Это подтверждает ежедневно выходящие заявления и комментарии.
Выборы 12 мая фактически ознаменовали новый сложный период политического кризиса.