27 сентября демонстранты бросили вызов жестким мерам безопасности, введенным в различных провинциях и скандировали лозунги, призывающие к уходу Сиси. Другие протестовали по поводу плачевного экономического положения в стране, призывая к свержению режима. Полиция разогнала демонстрантов с помощью слезоточивого газа.
Между тем, сотни сторонников Сиси из нескольких провинций собрались в тот же день в городе Наср недалеко от площади Рабаа аль-Адавия, к востоку от Каира, где состоялась серия выступлений артистов Мохаммеда Фуада, Мохаммеда Рамадана и Махмуда аль-Лайти. На митинге присутствовали знаменитости, общественные деятели и члены парламента, поскольку силы безопасности разрешили провести ограниченную демонстрацию сразу после пятничной молитвы.
Чиновники в нескольких правительственных учреждениях заявили, что им было поручено быть на своих рабочих местах 27 сентября и ждать автобусов, чтобы их отвезли их на митинг в поддержку Сиси. Им также сказали, что они получат компенсацию за выходной день, обед и напитки.
Сиси прибыл в Каир 27 сентября после пятидневной поездки, в ходе которой он принял участие в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Перед воротами аэропорта для президентских и VIP-поездок, расположенными в зоне, обычно закрытой для гражданских лиц, собрались сотни граждан с транспарантами в поддержку египетского президента.
20 сентября египтяне вышли на улицы в ответ на онлайн-призывы к демонстрациям, в то время как Сиси направился в Нью-Йорк.
Мохаммед Али, египетский бизнесмен и бывший военный подрядчик, проживающий в Испании, опубликовал ряд видеороликов, призывающих египтян свергнуть Сиси. Али обвиняет Сиси и близких президенту людей в военном истеблишменте в «коррупции и растрате государственных средств».
Египтяне впервые собрались 20 сентября на площади Тахрир в центре Каира и в нескольких других городах, таких как Александрия, Суэц, Дамиетта и Порт-Саид. Они требовали «отстранения» Сиси от власти и скандировали лозунги против египетского правительства.
Демонстрации в северо-восточной провинции Суэц продолжались до 24 сентября. Тем временем прошли и провластные митинги.
Сиси был избран президентом в 2014 году с 97% голосов. Он был переизбран на второй срок в 2018 году. Египтяне также проголосовали в апреле за конституционные поправки, которые могли бы позволить Сиси оставаться у власти до 2030 года.
Протесты в Египте стали редкими после массовых репрессий против сторонников оппозиции при Сиси, который пришел к власти после того, как бывший член «Братьев-мусульман» президент Мухаммед Мурси был свергнут в 2013 году.
Демонстрации в Египте ограничены законом № 107 от 2013 года, а с 2017 года действует чрезвычайное положение.
Закон обязывает организаторов демонстраций уведомлять власти не менее чем за три рабочих дня до начала акции протеста, а МВД может запретить акцию протеста, если она представляет «угрозу безопасности». Закон предусматривает постепенное применение силы, включая устные предупреждения, резиновые пули, водометы, дубинки и слезоточивый газ.
Силы безопасности в различных провинциях разогнали демонстрантов 20 сентября, применив слезоточивый газ и водометы, а сотни людей были арестованы. В число арестованных попали Хасан Нафаа и Хазем Хосни, профессора политологии Каирского университета. Оппозиционный журналист и бывший глава Египетской Конституционной партии Халед Дауд также был взят под стражу, по словам адвоката по правам человека и бывшего кандидата в президенты Халеда Али.
Согласно сообщениям, полученным неправительственной организацией — египетским Центром по экономическим и социальным правам, в период между 20 и 27 сентября было арестовано 2076 человек.
В ответ на протесты Сиси заявил, что общественное мнение в Египте не примет господство «политического ислама». Во время встречи с президентом Дональдом Трампом на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке Сиси ответил на вопрос журналиста о протестах, сказав: «В течение многих лет предпринимались усилия, чтобы позволить политическому исламу играть роль в регионе».
Сиси добавил, что «нестабильность будет сохраняться в регионе до тех пор, пока политический ислам стремится достичь власти в нашей стране».
После возвращения из США Сиси опубликовал на своей странице в Facebook сообщение о том, что борьба с терроризмом еще не закончена. Он призвал египтян сосредоточиться на ликвидации терроризма, подчеркнув, что «рак терроризма» все еще пытается похитить эту страну.
«Мы боремся с ним со всей нашей силой и верой, и мы победим, даст Бог, благодаря сильной армии Египта, которая … продолжает препятствовать злонамеренным идеологиям», — говорится в сообщении Сиси.
Нафаа был арестован на следующий день после того, как он написал в твиттере: «Я надеюсь, что вы правильно понимаете мои слова; я не сомневаюсь, что если Сиси останется у власти, это определенно приведет к катастрофе. Для Египта было бы лучше, если бы он ушел в отставку прямо сейчас, но он не уйдет без давления народа. В то же время мы должны выбрать наименее затратный способ обеспечить передачу власти в надежные руки и избежать хаоса».
Майкл Пейдж, заместитель директора Human Rights Watch по Ближнему Востоку и Северной Африке, сказал в своем докладе: «Органы безопасности президента ас-Сиси неоднократно применяли жестокую силу для подавления мирных протестов. Власти должны признать, что мир наблюдает за происходящим, и принять все необходимые меры, чтобы избежать повторения прошлых злодеяний».
Наджия Бунаим, руководитель кампании Amnesty International в Северной Африке, сказала в докладе на веб-сайте Amnesty: «Эти протесты стали шоком, потому что власти думали, что они постоянно запугивали протестующих с помощью жестокой тактики последних шести лет, включая произвольные аресты и применение чрезмерной силы, в том числе со смертельным исходом. … Вместо эскалации этой репрессивной реакции, египетские власти должны немедленно освободить всех задержанных … и разрешить дальнейшие протесты в пятницу [27 сентября]».
NetBlocks, организация, которая следит за кибербезопасностью и отключением интернета, заявила, что ведущие интернет-провайдеры Египта начали ограничивать доступ к арабским версиям международных СМИ, таких как BBC и финансируемая США al-Hurra, и прерывать работу социальных сетей.
Мохаммед Абдул Салам, директор исследовательского подразделения Ассоциации «За свободу мысли и выражения», сказал агентству «Аль-Монитор»: «После того, как видеоролики протестов стали вирусными и Аль-Хурра, Би-би-си и Reuters освещали их, правительство приняло меры. Во-первых, государственная информационная служба выступила с заявлением, адресованным иностранным журналистам с целью запугать их и косвенно угрожала им, заявив, что они должны избегать преувеличения ситуации и копирования информации из социальных сетей. Кроме того, правительство заблокировало некоторые сайты для предотвращения доступа к беспристрастным источникам информации».
Египетский политолог и профессор политологии Каирского университета Мустафа аль-Сайед рассказал «Аль-Монитору»: «То, что произошло 20 сентября — это знак, и он должен беспокоить правящую власть. Протесты показывают, что страх и отчаяние исчезают, и люди вышли на улицы, чтобы выразить протест, несмотря на интенсивные меры безопасности. Первым делом демонстранты потребовали, чтобы Сиси ушел».
Сайед добавил: «Я не верю, что протесты остановятся на этом, но трудно предсказать, что может произойти дальше».