Последние разоблачения были опубликованы в воскресенье в Wall Street Journal, но председатель Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд оспаривал их, утверждая, что США все еще продолжают сокращать свое присутствие в Сирии.
Таковы последние сдвиги в политике руководства США, которое сегодня продолжает выглядеть оторванным от реалий Сирии и неспособным выработать четкое решение о том, чего ждать в будущем.
В середине декабря 2018 года Дональд Трамп говорил с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и принял решение о выводе американских вооруженных сил из Сирии. В то время США держали в этой стране 2000 военных для поддержки сил Международной коалиции, сражающейся против ИГИЛ*. На земле главным партнером США в ходе этой борьбы были и остаются Силы демократической Сирии (СДС – организация, объединяющая курдскую, арабскую и сирийско-ассирийскую милицию, действующую под командованием курдских Отрядов народной самообороны).
Эти объединенные силы освободили почти всю восточную Сирию от ИГИЛ и в декабре окружили группировку террористов на территории, которая называется Хаджин. Однако Турция рассматривает СДС как организацию, связанную с Рабочей партией Курдистана. Она угрожала вторжением в северные районы Сирии, удерживаемые СДС. В декабре Трамп принял сторону Турции и заявил о решении вывести американские войска из Сирии.
Это заявление многое изменило в регионе. Ранее США говорили, что они намерены оставаться на территории Сирии до тех пор, пока ее не покинут иранские войска, и что пребывание американской армии в восточной части Сирии будет долговременным. Разворот Трампа привел к отставке министра обороны Джеймса Мэттиса и посланника по борьбе с ИГИЛ Бретта Макгурка.
Но американские военные, чиновники и политики решили, что они могут изменить мнение Трампа. Сенатор Линдси Грэм, много лет активно занимающийся сирийским конфликтом, посетил Трампа в конце декабря и сказал, что надеется, что решение по Сирии будет замедлено и не приведет к хаосу.
Тем временем Трамп посетил американские войска в Ираке и, похоже, остался при своем мнении о необходимости ухода из Сирии. Со своей стороны, СДС, опасаясь нападения Турции, рассматривали возможность приглашения сирийского режима в восточную Сирию. Они также отправили посланника в Вашингтон, чтобы заручиться поддержкой американской политической элиты.
В январе этого года госсекретарь США Майк Помпео постарался убедить СДС и курдских бойцов в Сирии в том, что их не оставят. Политика Америки начала смещаться от обещаний Турции, что США уйдут в начале января, к решению США работать над предотвращением турецкой операции.
Американцы теперь говорят, что они хотели бы уйти к апрелю после того, как образуют «зону безопасности» вдоль турецкой границы. Но кто будет находиться в этой зоне? Турция стремится направить туда свои силы. США хотят, чтобы в данном районе разместили свои войска европейские члены коалиции против ИГИЛ.
6 февраля США принимали посланников коалиции в Вашингтоне, затем американцы направили посланников на мероприятие НАТО и провели саммит в Варшаве для обсуждения Ирана. 15 февраля Грэм выступил на Мюнхенской конференции по безопасности и заявил, что США хотят, чтобы европейские страны компенсировали уход американцев из Сирии. К этому времени США указывали, что около 400 американских военнослужащих могут остаться в этой стране, и поэтому Европа должна отправить 1600 военных в Сирию, или около того. Союзники США не были в восторге от этого предложения и ничего не обещали США.
В то время как Трамп несколько раз объявлял о поражении ИГИЛ, последний раз 28 февраля, битва против ИГИЛ в Сирии продолжается. Около 60 000 членов ИГИЛ сдались, в том числе более 5000 мужчин-боевиков из 41 страны. Около тысячи европейских боевиков ИГИЛ сдались в Сирии, что представляет собой огромный вызов безопасности. Есть еще «спящие ячейки» ИГИЛ, и 10 000 боевиков ИГИЛ, которые растворились в местных сообществах в Ираке и Сирии, согласно оценкам разведки США.
Wall Street Journal теперь сообщает, что до тысячи аменриканских военнослужащих останутся в Сирии, чтобы сдерживать «спящие ячейки» ИГИЛ и стабилизировать ситуацию в восточной Сирии. США так и не согласовали вопрос о «зоне безопасности» с Турцией. Данфорд утверждает, что американские войска все еще стремятся к «остаточному» присутствию в Сирии. Похоже, политика Вашингтона остается текучей и изменчивой.
США будут продолжать обучать местные силы безопасности в восточной Сирии. В общей сложности они хотят обучить 40 000, но до сих пор обучили только 30% из них. Теперь ясно, что администрация по-прежнему рассматривает иранское влияние в Сирии как угрозу и понимает, что нескольких сотен солдат недостаточно для его нейтрализации.
Теоретически подразделения специальных сил и разведки будут по-прежнему поддерживаться партнерами по коалиции. Но, похоже, США не могут найти европейских или иных союзников, чтобы увеличить их присутствие в Сирии. США также хотели бы направить миллиарды долларов для финансирования восточной Сирии. Не ясно, готовы ли они пойти на такие шаги в реальности.
Кроме того, иракские законодатели пытаются изгнать американские войска из Ирака, а это означает, что американцам может понадобиться восточная Сирия – больше, чем это было ранее. В декабре Трамп сказал, что США покинут Сирию и что они «наблюдают» за Ираном и ИГИЛ из Ирака. Но кажется, Ирак больше не хочет этого.
Осталось выяснить, является ли все это лишь очередным изменением в политике США или же Вашингтон окончательно определился с курсом в Сирии.
*- террористическая организация, запрещенная на территории РФ