Истерическая реакция турецких властей на признание бундестагом общеизвестного факта геноцида армян, как известно, вызвало некоторое недоумение у властей Германии. Одним из проявлений этого недоумения стал общеизвестный вызов в германский МИД турецкого посла с проведением с ним профилактической беседы. Возможно, другим проявлением стала передача представителями Германии российским аналитикам материалов, квалифицированных как официальная статистическая отчетность Турции по товарному коду «27», включающему в себя «минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки, битуминозные вещества и минеральных воски». В основном (хотя, конечно, и не полностью) это совпадает с нашим понятием «энергоносители»: нефть, газ, уголь и нефтепродукты.
По данной статистике, крупнейшим по стоимости импортером энергоносителей в Турцию является Россия: импорт из нее составил в 2015 году более 12,9 млрд.долл. (34,1% от стоимостного объема их импорта — 37,8 млрд.долл. при экспорте в 4,5 млрд.). А вот вторым импортером является некая «секретная страна» (это официальный термин, страновой код — 999), импорт энергоносителей из которой превысил 9,7 млрд.долл. и составил 25,7% общего турецкого импорта энергоносителей. Далее идут Иран (4.9 млрд.долл.), Индия (1,8 млрд.), Италия и Греция (по 1,0 млрд.), Израиль (898,7 млн.долл.), Колумбия (784,3 млн.), США (689,1 млн.долл.). Замыкает «десятку» Алжир с 679,1 млн.долл., на 11-м месте Болгария с ровно 600 млн.долл..
Что скрывается под «секретной страной», не вполне ясно, но единственно возможная причина засекречивания поставок — их криминальный характер, который невозможно скрыть иначе, кроме как прямым засекречиванием. Наиболее вероятно, что под «секретной страной» скрываются истерически отрицаемые турецкими властями поставки нефти запрещенным в России Исламским государством, а также замалчиваемые ими поставки из Курдского автономного района Ирака, глава которого также длительное время поставляет нефть режиму Эрдогана (официальный объем импорта энергоносителей Турцией из Ирака за весь 2015 год — жалкие 39,8 млн.долл., чуть больше, чем из Украины — 33,3 млн.).
Принципиально важно, что поставки «кровавой нефти» Исламского государства осуществляются по бросовым ценам, которые значительно, минимум вдвое ниже цен мирового рынка (что и делает ее столь привлекательной для турецких властей). Поскольку легальные поставки осуществляются по ценам, приближенным к мировым, получается, что в физическом выражении импорт «кровавой нефти» запрещенного в России «Исламского государства» (и, возможно, иракских курдов) составляет минимум 40% импорта энергоносителей Турцией, — и, таким образом, «секретная страна», будучи по стоимостным показателям вторым по значимости поставщиком энергоносителей в Турцию, по натуральным показателям, то есть по физическому объему, является ее крупнейшим поставщиком, наиболее важным торговым партнером!
Это во многом объясняет поддержку турецкими властями исламистских террористов в Сирии и интенсивность их сотрудничества с запрещенным в России Исламским государством, равно как и энергичное проникновение (вплоть до ввода войск) в Иракский Курдистан.
Вместе с тем поставки «кровавой нефти» «Исламского государства» в Турцию осуществляются, насколько можно судить, не только напрямую. Так, периодически приходилось слышать, что «отдельные турецкие бизнесмены покупают «кровавую нефть» «Исламского государства» у израильских перекупщиков», — а из переданной представителями Германии статистики следует, что Израиль является аж седьмым по стоимостным показателям поставщиком энергоносителей в отнюдь не дружественную ему Турцию, — при том, что сам Израиль является нетто-импортером энергоносителей: нефть является третьей, а нефтепродукты — четвертой по значимости статьей его импорта (после алмазного сырья и автомобилей). Да и США, девятый по значимости поставщик энергоносителей в Турцию, совсем недавно отправили на экспорт первый танкер, — но отнюдь не в Турцию, а в Португалию. Таким образом, поставки из США тоже, вероятно, являются перепродажей в Турцию «кровавой нефти» исламистских террористов.
Есть и другие поставки, представляющиеся странными. Например, Греция и Болгария могут оказаться среди экспортеров энергоносителей в Турцию как транзитеры российского газа (часть его идет в Турцию не по «Голубому потоку», а вокруг Черного моря). А вот что там делает Италия, и действительно ли Колумбия поставляет через океан и Средиземное море такие значительные объемы энрегоносителей, представляется открытым вопросом, — хотя и не самым важным.
Важно, что агрессия на Ближнем Востоке является критически значимой для энергетического баланса Турции, — как и покупка колоссальных объемов «кровавой нефти» у запрещенного в России «Исламского государства». Это вполне убедительно объясняет не только антироссийскую, но и все более антизападную ориентацию режима Эрдогана.
Принципиально важно, что мы не можем быть полностью, на 100% убеждены в подлинности представленной статистики. Она действительно оформлена по турецким правилам и стандартам с использованием принятых сокращений и форм и в этом смысле является значительно более правдоподобной, чем многочисленные фальшивки, используемые, например, «десталинизаторами», — в частности, для обвинения нашей страны в катынском расстреле и в других подобных провокациях (включая завышение жертсв репрессий даже не в разы, а на порядки).
Однако, несмотря на правдоподобие представленных данных и их соответствие общедоступной статистике, мы не имеем юридических доказательств и потому должны рассматривать ее лишь как наиболее вероятные данные и использовать их до получения разъяснений со стороны официальных властей Турции (равно и как со стороны властей Израиля и США, которые, вероятно, имеют свои версии того, каким образом они поставляют Турции колоссальные объемы энергоносителей).
Разумеется, эти разъяснения должны быть оформлены не в виде традиционной для них истерики (которая представляется юридическим подтверждением правдивости представленных данных), а подробными официальными данными, включающими детальный энергетический баланс Турции с указанием официальных турецких оценок масштаба поставок в нее «кровавой нефти» запрещенного «Исламского государства» и цен этих поставок.
Правда, имея некоторое представление о ситуации в этой сфере, я сомневаюсь в возможности предоставления такой официальной информации — и не потому, что Турция сочтет это ущемляющим ее суверенитет, а потому, что реальная картина может быть еще хуже представленной в полученных нами документах.
Кроме того, не стоит забывать общей закрытости турецкого государства и, в частности, его статистики: так, например, при разбивке поставок энергоносителей в Турцию по региональным таможням на долю «секретных таможенных пунктов» (по официальной турецкой терминологии) приходится, по имеющимся данным, аж более 60% турецкого импорта энергоносителей п стоимости — 23,4 из общего объема в 37,8 млрд.долл.
Михаил Делягин.
источник: delyagin.ru