Гараж, продуктовый магазин, кондитерская лавка, жилой дом: всё это мало похоже на укреплённый лагерь вооружённых до зубов боевиков...
С начала недели официальная Анкара как мантру раз за разом повторяет, что артиллерийские удары по курдским позициям на севере провинции Халеб наносят ради безопасности самой Турции. Мы отправились в Африн в самом начале обстрелов, чтобы своими глазами увидеть, что на самом деле происходит в этом регионе Сирийского Курдистана.
Эта больница — единственное место в городе, где всегда кипит жизнь – улыбается нам начальник госпиталя Азврин доктор Джован. С курманджи название переводится как прилив: когда-то небольшая поликлиника регионального уровня, за время блокады кантона она превратилась в полноценную больницу со всем необходимым оборудованием, медикаментами и полным штатом врачей. Большинство докторов учились в СССР и прекрасно говорят на русском, после работали по всей Сирии, но с началом событий потянулись в родной Африн.
Нам проводят экскурсию по палатам, накануне одну из деревень на окраине Африна обстреляла турецкая артиллерия. В Анкаре заявили, что гаубицы били по позициям курдов. В тот день погибли трое: женщина и двое детей. Раненых около 15 человек, всех сразу доставили в приёмное отделение: первые часы после обстрела были похожи на ад. Спасти удалось большинство раненых, трое сейчас находятся в реанимации.
Утром главврач предлагает нам снять последствия обстрелов, для этого отправляемся в деревню за 20-25 километров от Африна. Дорога к Марьямейну изрыта крупными воронками. В местном отделении полиции нам вкратце описывают положение дел и предлагают идти дальше: жители смогут рассказать нам гораздо больше.
Дома на главной улице сильно посечены осколками, на бетонных стенах встречаются пробоины размером с кулак. Из первого дома к нам навстречу выходит мужчина
— Я был здесь, когда упал первый снаряд. В тот день погибла жена моего брата и один из его детей, второго ребёнка ранило осколком. Ранило мать, ранило ещё многих моих родственников. Снаряды летели с территории Турции. Они говорят, что здесь вроде как находятся боевики. Но их здесь нет, вы сами видите! Это мирный район!
Гараж, продуктовый магазин, кондитерская лавка, жилой дом: всё это мало похоже на укреплённый лагерь вооружённых до зубов боевиков, рассказами о которых официальные турецкие лица объясняют обстрелы Африна.
Во дворе видим воронку размером с колодец. Семье, которая здесь живёт, сильно повезло, от смерти их спас высокий забор.
— Снаряд упал прямо здесь, я в это время играла с братом. Мы сразу упали на землю, осколки полетели в разные стороны.
Курды выбили исламистов из Марьямейна около трёх лет назад, с тех пор местные жители уже начали забывать, что такое война. До этой недели. Со смещением фронта в сторону позиций Исламского Государства взрывы турецких снарядов слышны в Африне ежедневно.
Фото — Вячеслав Дружинин
Александр Харьков