Турцию ждут большие перемены. Очень большие. Причём подавляющее число граждан этой страны совсем их не хотят или просто не знают, что их ждёт. И при этом, Турция стараниями нынешних руководителей попала в такое критическое положение, что практически осталась без поддержки сильных мира сего. Сначала охлаждение отношений с США, потом с Россией, а теперь, после отставки премьер-министра Ахмета Давутоглу, и с Европейским Союзом.
Реакция политиков из европейских стран уже не заставила себя ждать. Депутат парламента Италии Лаура Болдрини высказывается, что соглашение по обмену беженцев с Турцией – это огромное тёмное пятно на репутации ЕС. К тому же последствия больно ударят именно по Италии. Болдрини реально опасается, что из-за подписанного соглашения с Турцией потоки беженцев перекинутся с Балкан на Италию. За минувшие месяцы первого полугодия 2016 года в Италию уже прибыло беженцев больше, чем за аналогичный период прошлого года. К тому же в подписанном пару месяцев назад документе отсутствует ряд пунктов, необходимых для соблюдения прав человека в отношении прибывающих беженцев. В связи с чем, Италия предпринимает попытки по включению необходимых статей в документ. Но в этом случае, по мнению итальянской стороны, Турция не сможет обеспечить соответствующие стандарты пребывания беженцев, прозрачность их нахождения в Турции.
«Это решение, которое вряд ли будет работать. Оно уже оставило пятно на репутации ЕС, как континента прав человека. Я никогда даже не думала, что можно будет дойти до такого предела», — заявила Болдрини корреспонденту государственной радиостанции IsoRadio.
Лаура Болдрини знает, о чём говорит, юрист по образованию, после окончания Римского университета, начала работать в ООН. И с 1998 по 2012 годы была представителем Верховного комиссара по делам беженцев ООН, координатором информационной деятельности в Южной Европе. Потом была избрана в национальный парламент, где коллеги-депутаты выдвинули её кандидатуру в председатели нижней палаты парламента, тогда за нее проголосовали 327 депутатов, при необходимых 310. Авторитет среди коллег и среди итальянцев – феноменальный. Лаура Болдрини стала третьей женщиной в большой итальянской истории, ставшей спикером парламента. И она же — один из ведущих специалистов в области права в Европе. Стоит прислушаться тем, кто ещё ждёт чего-то разумного от турецких лидеров и тем, кто хочет сохранить за Евросоюзом статуса территории, где соблюдают права человека.
Соглашение между ЕС и Турцией по ограничению числа беженцев, въезжающих в ЕС через проникновение на греческие острова, вступило в силу 20 марта. Обмен означает, что десятки тысяч нелегальных мигрантов вернутся с греческих островов в Турцию, а аналогичное количество сирийских беженцев будет переселено в страны ЕС. Всё это не просто так. Анкара должна получить от Брюсселя финансирование целевых проектов по поддержке иммигрантов на сумму в несколько миллиардов евро. И самое главное, в результате должен был возобновиться процесс отмены визового режима для граждан Турции, едущих в ЕС, а в дальнейшем ускоренное вступление Турции в ЕС. Но все эти планы были при премьер-министре Ахмете Давутоглу, который выполнял роль проводника в выстраивании отношений Турции с Европейским Союзом и другими странами Ближнего Востока и Средиземноморского бассейна. Это он шёл на контакты с европейскими лидерами во главе с железной Ангелой Меркель, и они ему охотно отвечали, противопоставляя не слишком адекватному, на их взгляд, и подверженному культу личности президенту Реджепу Тайипу Эрдогану. Использовать миграционный кризис для давления на Брюссель в достижении Турцией своих целей – это хитроумный ход, придуманный именно премьер-министром, который поднаторел в интеллектуальных
политических играх ещё в пору профессорской карьеры, а потом и на посту министра иностранных дел Турции.
То, что ЕС охладеет к Турции после отставки Ахмета Давутоглу – это уже ясно. Особенно после 22 мая, когда на съезде правящей Партии справедливости и развития на пост партийного лидера был избран Бинали Йылдырым …муж дочери президента Эрдогана, он же, по турецкой традиции, занял и пост премьер-министра. Впрочем, результат был предсказуем заранее – полностью подконтрольный премьер, каким перестал быть Давутоглу, не будет мешать Эрдогану в осуществлении его имперских авторитарных амбиций и поможет перевести Турцию к президентской форме правления, где Эрдоган будет всецело управлять и законодательной, и исполнительной властью, держа в руках и суды. Появление Турецкой империи перестало быть мифом и мечтой кучки интеллектуалов, и становится осуществимой реальностью. Но именно это очень не нравится ни европейским, ни американским лидерам.
Один из кандидатов в американские президенты – Хилари Клинтон, кстати, тоже симпатизирует именно Ахмету Давутоглу. И окружение нынешнего президента Обамы тоже перестало верить в Эрдогана. Более того, американские власти, очевидно, знают значительно больше, раз, несмотря на негативные последствия, пошли на резкие шаги в отношении своего бывшего союзника – Турции. Пентагон из-за угроз безопасности эвакуировал из турецких провинций Мугла, Измир и Адана около 670 членов семей американских военнослужащих и гражданских служащих министерства обороны США. Американцы почувствовали назревающую опасность выхода ситуации из-под их контроля. Эксперты прогнозируют различные сценарии: от жесточайшей гражданской войны, в которой американцы, естественно принимать участия не хотят, до терактов, направленных на ядерные запасы, хранящиеся на военной базе «Инджирлик». Правда, в Турции громогласно объявленную эвакуацию семей военнослужащих и гражданского персонала преподносят совсем иначе: как намеренное усугубление террористической угрозы, и считают это недружественным шагом США по отношению к руководству Турции. То есть, это просто американо-турецкая дружба кончилась, по мнению турок.
А американцы продолжают всё больше вносить территорию некогда союзной страны в чёрный список: для государственных служащих США установлен запрет на посещение ещё ряда провинций на юго-востоке Турции — Хатай, Килис, Газиантеп, Шанлыурфа, Диярбакыр, Ширнак, Ван, Сиирт, Муш, Мардин, Батман, Бингёль, Тунджели, Хаккяри, Битлис и Элязыг… А в Газиантепе и вовсе закрыты все американские загранучреждения. Слишком много для того чтобы продемонстрировать окончание дружбы.
Турция превращается в гетто, которое окружено чуждым ему миром, где нет друзей, в придачу падение экономики, открытый терроризм, гражданское противостояние, грозящее перейти в затяжную гражданскую войну, и кучу проблем в национальном вопросе – вот та почва для становления турецкого халифата во главе с халифом Эрдоганом.
Григории Свердлов