Как сообщают СМИ, испанский рэпер Хосе Мигель Аренас Бельтран, выступающий под псевдонимом Valtonyc, получил 3,5 года тюрьмы за свои песни.Тем временем, турецкий прокурор требует 7-летнего тюремного заключения за «посвистывание» для группы учащихся университета, которые просвистели популярную курдскую песню. Прокуратура Диярбакыра обвинила 12 студентов в “пропаганде террористической организации” и “совершение преступления от имени террористической организации”. Сами обвиняемые в свое оправдание говорят, что речь идет не о песне РПК (Рабочая партия Курдистана), а просто о национальной курдской песне.
Все это происходит на фоне вспышки половой истерии и цензуры на сексуальной почве, преследований известных артистов и режиссеров в США, например Вуди Аллена (хотя суд не счел возможным выдвигать против него какие-либо обвинения), на фоне попытки убрать картину прерафаэлитов (на ней изображены обнаженные девушки) с выставки в Манчестере «за харасcмент» и т.д., и т.п.
Мы ужасаемся режиму иранский аятолл — 80 летних старцев, наказывающих женщин за снятие хиджабов, преследующему курдов и азербайджанцев за требования языкового равноправия и автономии. Но на самом деле, цензура приходит ко всем и касается всех. Невозможно не замечать признаки помрачения коллективного сознания. Нельзя не ощутить атмосферу преследований (за слова или изображения), которая постепенно формируется на планете.
Многие люди привыкли воспринимать свободу слова как нечто естественное. И это — огромная ошибка. Свобода слова существует лишь несколько столетий, причем далеко не везде. Более того, и в Новое время она, как показывает практика, неоднократно подвергалась нападкам и даже прямой ликвидации. Все свободы, которые кажутся нам естественными и необратимыми, можно отменить по щелчку пальцев. Причем, те, кто стремится уничтожить свободу высказываний, не всегда осознают, что это может означать для них самих. Правитель, который предпочитает сажать своих противников за критику или даже песни, рискует когда-нибудь сам оказаться на месте тех, кого он преследовал. И если завтра изменится ситуация в той же Америке, феминисток заклеймят как ведьм.
Михаил Магид, востоковед