Впервые Вашингтон признает террористами официальную военную организацию другого государства.
Этот шаг администрации Трампа означает более жесткую стратегию Белого дома в отношении Тегерана и происходит на фоне сообщений о том, что США готовятся ввести дополнительные экономические санкции в отношении Исламской Республики в ближайшие месяцы.
***
По мнению аналитиков, решение Трампа объявить Корпус стражей исламской революции Ирана (КСИР) террористической организацией может нанести значительный ущерб и без того слабеющей экономике Исламской Республики.
Д-р Раз Циммт, эксперт по Ирану из Института исследований национальной безопасности (INSS) в Тель-Авиве, сказал СМИ, что такое решение может нанести большой ущерб, но он не уверен, что в итоге это будет эффективной стратегией.
«Будет очень сложно, если не невозможно, действительно проследить за всеми лицами и компаниями, участвующими в экономической деятельности, связанной с КСИР», – пояснил Циммт.
В качестве примера он привел рабочего нефтяной компании, имеющей связи с КСИР. «Считается ли этот работник кем-то, кто будет находиться под санкциями? Я точно не знаю, как далеко готова пойти администрация США», отметил он.
КСИР учрежден аятоллой Рухоллой Хомейни после Исламской революции 1979 года в попытке объединить несколько военизированных формирований и защитить исламскую систему права, созданную в стране духовенством (Вилает-э-факих – система, при которой верховная власть находится в руках религиозных деятелей. – Прим. ред.). Теперь КСИР также контролирует значительную часть экономики страны, включая ядерную программу и ключевые сектора нефтяной, газовой и телекоммуникационной промышленности, а также крупные инфраструктурные проекты.
По некоторым оценкам, КСИР контролирует от 10 до 33% всей иранской экономики через дочерние компании и трасты (согласно другим оценкам, вместе с частными компаниями, принадлежащими представителям КСИР, эта организация контролирует более 50% ВВП Ирана. – Прим. ред.).
«Если считать, что в целом КСИР является террористической организацией, это означает, что на самом деле миллионы иранцев являются членами террористической организации», – отметил Циммт, добавив, что мужчины в Исламской Республике в возрасте от 18 до 20 лет должны служить в армии, и многих из них направляют в КСИР. (В Иране существуют две армии – обычная и религиозная. КСИР является самостоятельной религиозной армией с независимым командованием, где проходят службу миллионы иранцев. – Прим. ред.)
«Суть в том, что КСИР контролирует довольно значительный сегмент иранской экономики, и потребуется много усилий, чтобы увидеть, какие физические лица и компании действительно связаны с этой организацией», – подчеркнул Циммт.
Усложняет вопрос, по мнению Циммта, и то обстоятельство, что основные направления деятельности КСИР в ракетной и ядерной программах уже находятся под санкциями. То же самое относится к силам Кудс, элитному вооруженному крылу КСИР, которое осуществляет деятельность в других странах Ближнего Востока и за его пределами.
Новый шаг администрации Трампа ознаменует начало более жесткой стратегии Белого дома в отношении Тегерана и происходит на фоне недавних сообщений о том, что США готовятся ввести дополнительные экономические санкции в отношении Исламской Республики в ближайшие месяцы.
Д-р Эльдад Пардо, эксперт по иранским делам в Еврейском университете Иерусалима, сказал СМИ, что этот шаг также усилит влияние экономических санкций, уже действующих с тех пор, как Трамп вновь ввел их в прошлом году.
«Одно дело нарушать американские санкции, но совсем другое – поддерживать террористическую организацию. Так что это усилит давление, которые некоторые бизнесмены чувствуют, имея дело с Ираном», – заявил Пардо.
«В принципе, если вы хотите иметь дело с Ираном, вы должны иметь дело с КСИР, потому что они участвуют во всем. Это не умное бизнес-решение – инвестировать в страну, которая находится в прямой конфронтации с Соединенными Штатами. Подавляющее большинство иранского народа хочет придерживаться ядерной сделки, они хотят открыть экономику, они хотят трансформации режима. Новые шаги США усилят давление на режим», – считает Пардо.
В заключение Пардо сказал: «Конечно, цель состоит не в том, чтобы уничтожить Иран, а в том, чтобы заставить его изменить свою политику».