Смерть в борьбе за свободу почётнее, чем жизнь в рабстве

Смерть в борьбе за свободу почётнее, чем жизнь в рабстве

В этом году, 1-ого апреля, 80 лет исполнилось бы курдскому кинорежиссёру, сценаристу, актёру и писателю Йылмазу Гюнею. Йылмаз Гюней (Йылмаз Пютюн) — выдающийся деятель курдского и турецкого кинематографа.


В маленьком городке Северек, в трудные годы в бедной семье зажглась звезда. Звезда, которая в будущем станет освещать путь своему народу из темницы…
Отец Йылмаза был родом из района Северек, мать из города Муш. В семье было семеро детей, и всем им были хорошо знакомы трудности и невзгоды. Йылмаз Гюней с грустью вспоминал: » В детстве я не ощущал своей принадлежности к курдам. Вокруг меня все говорили по-турецки, и поэтому я плохо знал родной язык. Зато враждебное отношение турецкого населения к курдам было, как говорится, видно невооружённым глазом.»
Любовь Йылмаза Гюнея к кинематографу проявилась уже в детстве. Все свои карманные деньги он тратил на билеты в кино, чтобы не пропустить ни один из фильмов, которые показывали в то время. Уже тогда целью жизни Йылмаза стала работа в сфере кинематографа. С этой мечтой мальчик ложился спать и с ней же просыпался. Но так как его семья переживала финансовые трудности, а Йылмаз желал приблизить свою мечту, в возрасте 9 лет он устроился работать в кинопрокатную фирму. Сотрудники фирмы заметили одарённость и горячий интерес мальчика и пригласили его исполнить роль в фильме «Сын этой Родины». По словам Йылмаза Гюнея, этот день стал самым счастливым в его жизни. Роль была не столь большой, но молодой Гюней фактически играл самого себя, что позволило ярко проявиться таланту юноши.
Йылмаз Гюней никогда не рассматривал кино как возможность заработать деньги или как средство получения удовольствия. Его фильмы всегда отражали действительность Турции, жизнь населявших её народов, какой бы трудной и трагической она не была. И поэтому его правдивый показ олигархического монополизма страны привёл к тому, что в 1957 году молодого актёра обвинили в пропаганде коммунизма и осудили на полтора года лишения свободы.
Это стало поворотным событием в биографии Йылмаза Гюнея и изменило всю его дальнейшую жизнь. До осуждения он считал, что турецкое общество в состоянии решить все проблемы. Однако время, проведённое в тюрьме, заставило его почувствовать различие между курдами и турками. В фильме «Надежда» Йылмаз Гюней попытался показать ожидания и надежду курдского народа. Эта картина завоевала премию и стала важной работой в его творческой биографии. После освобождения из тюрьмы Йылмаз Гюней стал стремительно работать, создавая фильм за фильмом. Его картины отразили все проблемы турецкого общества. Фильм «Голодные волки», в котором Йылмаз Гюней сыграл главную роль, оказал огромное влияние на турецкий кинематограф. Фильм «Отец», отразивший взгляды Йылмаза Гюнея на политику, стал обращением режиссёра к турецким властям. До военного переворота 1971 года, Йылмаз Гюней успел поставить 100 фильмов и завоевать десятки наград. Он стал подлинной звездой турецкого кинематографа. Но его творческий потенциал был неисчерпаем: слишком многое хотел он донести до народа. Наличие в турецком обществе огромного количества нерешённых проблем требовало от художника активного участия и помощи в их решении. Фильмы Йылмаза Гюнея прекрасно излагали решение этих проблем, но в деятельность художника снова и снова вмешивались фашисты.
Во второй половине 70-х годов съемочная группа Йылмаза Гюнея снимала в городе Адана фильм «Батрак», рассказывающий об эксплуатации наёмных рабочих. Прокурор города Адана всеми способами препятствовал работе над фильмом. В результате трагической случайности прокурор был убит, a Йылмаз Гюней осужден на 19 лет каторжных работ. Казалось, что вся его жизнь кончена, но талант Йылмаза Гюнея не дал ему погибнуть. Даже в заключении он работал, создавал сценарии новых фильмов и руководил их постановкой. Пребывание в тюрьме способствовало окончательному становлению политических взглядов режиссёра, заставило его лучше понять варварскую и бесчеловечную политику, проводимую турецким правительством в отношении курдского народа, и именно это стало главной темой его работ. Издевательства и пытки, пережитые Йылмазом Гюнеем, нашли отражение в сценариях его фильмов «Стадо» и «Дорога». Эти сценарии написаны кровью, a фильмы отражают душу и правду Гюнея. Фильм «Дорога» представлял турецкий кинематограф на крупнейшем международном фестивале в Каннах в 1985 году и завоевал первую премию и «Золотую пальмовую ветвь».
После военного переворота 1980 года против Йылмаза Гюнея были выдвинуты новые обвинения. И тогда он совершил побег из тюрьмы. Началась новая жизнь во Франции. Первым его фильмом, снятым в Европе, стал фильм «Стена». С выходом на экран этой картины Йылмаз Гюней завоевал признание зрителей не только как актёр, но и как режиссёр. Фильм рассказывал о курдских детях, ставших узниками турецких застенок (жертвами фашистского режима Турции становятся не только взрослые, но и дети).
Также стоит отметить его талант в написании художественных произведений. Это романы, среди которых особенно выделяется, переведённый на несколько языков и полюбившийся многим читателям, роман «Салба». Произведения Йылмаза Гюнея донесли до всего мира идеи борьбы курдского народа. Именно об этом сказал он, получая награду в Каннах: «Наши сёла, города и горы ждут нас. Мы никогда не потеряем надежду, никогда не прекратим борьбу и будем биться до конца. Победа будет за нами. Смерть в борьбе за свободу почётнее, чем жизнь в рабстве!»
Йылмаз Гюней достиг всемирной известности как мастер политического кинематографа. Он стал звездой мирового кино, но, увы, годы страданий и лишений, пытки и издевательства, перенесённые в тюремной камере, подкосили его здоровье. Неизлечимая болезнь настигла его в расцвете творческих сил, и 9 сентября 1985 года жизнь великого мастера оборвалась.
Тяжело представить себе, что гордость мирового кинематографа, выдающийся деятель курдской и турецкой культуры, автор сценариев к 53-м фильмам, снявшийся в 110-и фильмах и поставивший как режиссёр 17 картин, лауреат кинофестивалей в Анталии и Адане, лауреат премии имени Орхана Кемаля, признанный лучшим деятелем искусства Турции, обладатель наград международных фестивалей в Локарно и Каннах был трижды осуждён турецким судом на срок свыше 30-и лет! Йылмаз Гюней ушёл от нас, но образ великого сценариста, режиссёра, писателя, актёра и борца за свободу своего народа навсегда останется в наших сердцах.

Нуре Ашири, исторически обозреватель «Курдистан сегодня»

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/qMAT4

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях