14 июля 2015 года, г. Москва. В Общественной Палате Российской Федерации состоялись общественные слушания на тему «О противодействии деятельности «Исламского Государства» на территории Российской Федерации». В данном представительном мероприятии в частности приняли участие:
- Протоиерей Всеволод Чаплин – Председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества;
- Муфтий Крганов Альбир Рифкатович – Член Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений; Епископ Сергей Ряховский — Председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской;
- Сатановский Евгений Янович – Президент Института Ближнего Востока;
- Бакланов Андрей Глебович – Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Саудовской Аравии в 2000-2005 гг.;
- Андреев Владимир Владимирович – Заместитель Директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России;
- Захарова Анжелика Валентиновна — Президент Национального конгресса Славянских народов Грузии;
- Хизриева Галина Амировна – старший научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований РИСИ,
- Пахомов Дмитрий Вячеславович – Директор Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», Сопредседатель Международной Ассоциации «Христианство и Ислам»; а также многие другие представители экспертного сообщества и общественности.
Приводим текст доклада Директора Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», Сопредседателя Международной Ассоциации «Христианство и Ислам» Пахомова Дмитрия Вячеславовича прочитанного на общественных слушаниях на тему «О противодействии деятельности «Исламского Государства» на территории Российской Федерации»:
«Уважаемые коллеги, благодарю за возможность выступить в столь представительном собрании!
Террористическая группировка «Исламское Государство» в своей деструктивной деятельности активно использует технологию «сетевых войн», приобретающую все большее значение в нашу информационную эпоху. «Цветные революции», «Арабская весна», события в Сирии, Ливии, и тем более революционные события февраля 2014 года на Украине – классические примеры применения этой технологии. Вместе с тем, технология сетевых войн не исчерпывается организацией «цветных революций» и политических кризисов: сфера её воздействия гораздо шире. Цель сетевых войн – непрямое или скрытое управление ключевыми общественными процессами и институтами, а через них – политической и бизнес-элитой, руководством государств — объектов воздействия с целью принятия последними желаемых решений. Также сетевые войны практически не ограничены в инструментарии и не сводятся, вопреки распространенному мнению, только к информационным войнам в СМИ или в социальных сетях Интернета. Они включают в себя общественно-политические, дипломатические, организационные, разведывательные и силовые инструменты.
Ключевая тактика сетевой войны – распределенная атака, или «роение». Это внешне самостоятельная деятельность различных акторов – общественных групп и движений, неправительственных и религиозных организаций, СМИ, силовых групп, отдельных персоналий — в реальности координируемая и направленная на достижение одной или нескольких ключевых целей. Такой целью может быть атака на общественные группы и на лиц, принимающих решения, с целью принуждения их к действиям в желательном для операторов атаки направлении.
Управление подобным сообществом осуществляется опосредованным способом, при котором большинство непосредственных исполнителей либо используется «втемную», с обозначением лишь предпочитаемого общего «направления движения», либо участникам сети через посредников ставятся узкоспецифические задачи без раскрытия общего плана действий и конечной цели. «Роение» не требует «ручного» управления всеми участниками процесса, абсолютное большинство участников сети действует по собственной инициативе, самостоятельно изыскивая наилучшие способы выполнения своих задач. Завуалированность иерархических связей и оперативная взаимозаменяемость компонентов сети позволяет последней выдерживать атаки против неё – что значительно повышает эффективность, автономность и выживаемость сетевых структур различного толка по сравнению с классическими иерархическими (официальными) структурами. Участники сетевой атаки синхронизируют и координируют свои действия: в рамках сети всегда хорошо налажены процессы обмена информацией и координации действий, что обеспечивает ещё одно преимущество сетевых организаций по адаптации и быстроте реагирования по сравнению с классическими общественными, государственными и религиозными институциями…
…В 20 веке, в период господства атеистической идеологии, роль религии в общественных процессах существенным образом сократилась, но в последние десятилетия, после краха коммунистической идеологии и сопутствовавшего ей «научного атеизма», религия вновь возвращается в «большую игру», оказывая все более возрастающее влияние на умы людей.
Объективный анализ актуальной межнациональной и межрелигиозной ситуации, как в самой Российской Федерации, так и в государствах образовавшихся после распада Советского Союза, а также вопрос, связанный с распространением экстремистских идей в исламской упаковке, увы, неутешителен!
Этническое и религиозное разнообразие России является как преимуществом, так и уязвимостью: продвижение экстремистских националистических и религиозных идей в таком обществе значительно облегчается, а при значительном ухудшении социально-экономической обстановки с высокой вероятностью приводит к внутриполитическому взрыву.
В преимущественно исламских регионах Северного Кавказа наблюдаются две противоположные тенденции – внешняя стабилизация ситуации, выражающаяся в формировании жестких региональных политических систем и снижения количества радикальных силовых проявлений исламистского экстремизма (в том числе терактов) и скрытая экспансия экстремистских и джихадистских идей на фоне общей исламизации молодежи. Наиболее активен этот процесс в Дагестане, где смена власти и последовавшая попытка нового руководителя Рамазана Абдулатипова переформатировать систему неформальных клановых и властных квот в региональной власти в значительной степени потерпела неудачу. В настоящее время процесс скрытой экспансии экстремизма джихадистского толка конвертируется в повышение силовой экстремистской активности. Примером подобной тенденции можно назвать теракты в г. Грозном в декабре 2014 года. Таким образом, минимум вооруженной и террористической активности экстремистов, достигнутый в результате подавления прежних, существовавших ещё с периода 2-х чеченских войн, радикальных движений, оказывается преодолен вследствие нарастания новых негативных тенденций в исламском сообществе Северного Кавказа.
На глубокое вовлечение молодежи республик Северного Кавказа с преимущественно исламским населением (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия) в религиозную жизнь Ислама накладывается значительное повышение роли интернета и социальных сетей, делающих доступными агитацию иностранных радикальных джихадистских движений, а также агитация «миссионеров» этих движений непосредственно «на местах». Также негативную роль оказывает симпатия некоторой части имамов этих республик к салафитской версии Ислама, при этом данные представители духовенства не формируют негативное отношение к экстремистским джихадистским движениям и вооруженному экстремистскому подполью. Общую негативную тенденцию усиливает и тот факт, что в июне 2015 года террористическая группировка «Исламское государство» объявила о создании провинции (вилаята) на территориях Чечни, Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии, с соответствующим заявлением выступил второй человек в террористической организации Абу Мухаммад аль-Аднани, выполняющий функции пресс-секретаря Абу Бакра аль-Багдади.
Основная деятельность по предотвращению подобных угроз (в том числе исходящих от террористической группировки «ИГ) для Российской Федерации в настоящее время возложена на уполномоченные органы государственной власти. Вместе с тем, в практической реализации данных деструктивных влияний значительно возрастает роль технологии «сетевых войн» — для купирования угроз такого типа требуются неклассические подходы. Соответственно, повышается роль организаций гражданского общества. Это обстоятельство делает необходимым создание в России эффективных общественно-политических и общественно-религиозных сетевых структур — операторов технологии «сетевых войн».
Для решения описанных выше задач в феврале 2015 г. в Москве была создана Международная ассоциация «Христианство и Ислам».
Сопредседателями Международной Ассоциации «Христианство и Ислам» являются Ваш покорный слуга, Директор Фонда «МФХС» — Пахомов Дмитрий Вячеславович и Заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ — Сафаргалиев Ильдар Фаатович.
Задачи проекта:
• Укрепление межрелигиозного и межнационального мира в Российской Федерации через укрепление диалога между представителями двух крупнейших традиционных религий России — Христианства и Ислама, а также посредством создания общественной сети христианских, исламских и конструктивных национал-патриотических организаций;
• Повышение роли Христианства и Ислама в общественной, политической и культурной жизни России;
• Народная (Общественная) дипломатия в государствах постсоветского пространства и Ближнего Востока;
• Системный мониторинг угроз политической дестабилизации в этнорелигиозной и социальной сфере в Российской Федерации и в государствах постсоветского пространства.
• Системный мониторинг угроз Российской Федерации исходящих от политической турбулентности и деятельности международных террористических организаций (в том числе и псевдорелигиозного толка) в странах ближнего и дальнего зарубежья.
По инициативе Международной ассоциации «Христианство и Ислам» поддержанной Русской Православной Церковью и целым рядом традиционных для Российской Федерации конфессий в ноябре текущего 2015 года будет проведена единая для всех традиционных религиозных организаций России неделя молитвы о мире на Ближнем Востоке.
Благодарю за внимание»!
©
Директор Фонда поддержки христианских церквей
«Международный фонд Христианская Солидарность»,
Сопредседатель Международной Ассоциации «Христианство и Ислам»
Пахомов Дмитрий Вячеславович