В интервью информационному агентству «Курдистан сегодня» генеральный секретарь Сирийского национального фронта, вице-президент Всемирного форума по правам человека Лама Аль-Атасси рассказала о переговорных процессах по урегулированию сирийского кризиса.— В настоящее время обсуждается проведение конференции по национальному диалогу в Сочи. Как вы оцениваете проведение этой встречи?
— Она откладывается или отменяется. Встреча, на которой не учитывается мнение посредников, не представляется возможной, потому что ее организаторы решают, кто примет участие, и кого проигнорировать.
Известные и главные политики России поддерживают тесные отношения с сирийским режимом в рамках материальных интересов. Россия, как Катар и Турция, ведет переговоры с оппозицией.
В качестве примера, Россия проигнорировала все стороны, которые выступают против возвращения сирийского режима, за исключением тех, кто боится официально объявить им войну. Таким образом, мы поддерживаем любые сирийские переговоры, но государства-посредники должны оставить пространство для демократии и свободы выражения мнений.
— До сих пор было проведено семь заседаний в Женеве и семь в Астане, но курдские силы, активно действующие на сирийской земле, не были приглашены ни на одну из них.
Кто стоит за этим? Служит ли исключение курдской стороны чьим-либо интересам в вопросах урегулирования сирийского кризиса?
— Большинство сирийских курдских сил, и не только курдских, были проигнорированы. Существует метод игнорирования и исключения, применяемый должностными лицами по сирийскому вопросу в Организации Объединенных Наций. Это происходит потому, что ООН подвержена соблазнам и удовлетворяет сильные страны за счет Сирии.
Любая сторона, которая придерживается демократического проекта и механизмов реализации для реального изменения структуры режима, не соответствует направлениям Женевы, Астаны или России.
Женева предлагает квоты и распределение влияния, которое затмевает интересы других сторон, что не уравновешивает или не учитывает процесс структурных преобразований в отношении типа правительства и формы государства. Переговоры касаются только смены правящих лиц, например, Турция вместо Ирана, или другие государства вместо Ирана.
Что касается Астаны, очень практично подписать немедленное соглашение о серьезных квотах между сторонами в соответствии с их военным влиянием. Происходит обмен добычей, как будто сирийский народ является рабом на ферме конфликтующих держав.
Идея российского Сочи — это путь, который является предварительным ответом на процесс в Женеве. В то время как в женевском направлении исключается Иран, Сочи считает его победителем после того, как Турция изменила свою позицию, и требует от оппозиции присутствовать с тысячной численностью, чтобы зафиксировать победу режима, с вознаграждением тех, кто серьезно работает над возвращением режима, близкого к Москве.
В дополнение к этому все сирийские стороны должны провести переговоры, но относительно подписания победы режима, это нежелательно и опасно.
Турция недавно отвергла участие Партии демократического союза (ПДС) в Сочи, и ответом России стало то, что в этом виноваты курды Сирии. Почему Турция отвергает участие ПДС в любом сирийском диалоге, несмотря на то, что это соседняя страна?
2011 год стал переломным годом реальных изменений позиции курдской стороны. ПДС была в состоянии стать двигателем в эволюции сирийского проекта, противостоять Хайат аль-Тансик, быть основой глубоких и серьезных изменений в структуре системы и сирийском обществе, постепенно приняв проект, за который мы боремся.
ПДС вышла из национальной оболочки, и это происходило поэтапно, благодаря всему спектру курдских регионов и остальным этническим группам на севере Сирии, которые дорого заплатили за нашу свободу.
Самое главное — уход этой исторической партии из-под влияния России без враждебности. Она вошла в коалицию, то есть атлантический альянс США и Европы. Россия боится этих изменений, поэтому и использует средства массовой информации для отправки таких сообщений, как заявление Богданова в Турции, что из-за неудачного руководства Эрдогана они потерпели поражение в курдском деле. Курдская сторона должна держаться в стороне от эмоциональных обсуждений подобных действий и заявлений. Так что это красивое заявление России, на самом деле, просто несерьезно, и доказывает, что посредством игнорирования ПДС, Сирийских демократических сил (СДС) и всех курдских сил Россия стремится посеять раздор среди курдов.
— Все переговоры, проведенные для разрешения сирийского кризиса в Женеве и Астане, потерпели неудачу, потому что у участвующих сторон не было реального решения. У автономной администрации на севере Сирии есть проект демократического федерализма. Как вы оцениваете данный проект? Можно ли реализовать этот проект в Сирии?
— Мы, как Сирийский национальный фронт, сначала выдвинули проект федерализма или политической децентрализации в 2013 году через наше учредительное заявление, и представили проект россиянам, которые пригласили нас принять участие в московском диалоге.
Поэтому мы очень рады тому, что наши демократические мечты воплощаются в реальность на севере Сирии, и будем работать со всеми сирийскими сторонами, которые положительно оценивают данный проект, чтобы добиться процесса перемен и реформ во всех частях Сирии.
Этот проект победит, потому что он логичный, и тот, кто отказывается от него, не хочет делиться монополией власти в стране. Эти стороны нарушают права всех граждан Сирии, не признают их культуру, политические взгляды и права на свободу.
Мы все еще находимся в начале пути, и в настоящее время работаем над тем, чтобы убедить всех сирийцев в необходимости жить в государстве, которое их уважает, объединяет и не грабит при помощи диктаторских и коррупционных методов.