С начала сирийской войны балансы сил были изменены и переосмыслены. Карты меняются и трансформируются. Красные линии проводятся, затем стираются и перерисовываются.
Новый повод: атака 7 апреля
Последней причиной стало нападение на город Думу 7 апреля. Миротворческие силы ООН и организация гражданского общества под названием «Сирийско-американское медицинское общество» заявили, что в результате нападения было убито более 40 человек, которые симптомы отравления «токсичными газами». Дума была последней областью вблизи Дамаска, где находились вооруженные группы. Сообщается, что более 500 человек были отравлены газом. По словам организаций, утверждающих о факте применения химического оружия, газы пахли похожими на хлор. По всей видимости, невозможно проверить эту информацию через независимые источники.
Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека не подтверждает, что такая химическая атака в самом деле произошла, но сообщает о 70 случаях респираторных проблем.
Западные правительства, особенно США, обвинили режим Дамаска в использовании химического оружия. Россия и Иран, которые состоят в союзе с режимом Дамаска, утверждали, что это был очередной заговор и провокация.
8 апреля президент США Дональд Трамп назвал президента Асада «животным» и пригрозил, что он «заплатит высокую цену». Трамп также указал на ответственность России и Ирана.
Московская администрация предупредила Вашингтон о любом «военном вмешательстве», добавив, что «он получит адекватный ответ». Аналогичные замечания дал режим Дамаска.
9 апреля в районе Гумуса был проведен военный воздушный удар, и погибло по меньшей мере 14 человек, из них 7 иранских солдат. Москва, Тегеран и Дамаск обвинили Израиль в нападении.
Президент России Владимир Путин прокомментировал ситуацию как «провокацию и спекуляцию». Российские эксперты не обнаружили никаких доказательств химического нападения в Думе.
Затем Вашингтон направил многозначительные сигналы о том, что они могут начать военную атаку в любой момент. Американский эсминец Дональд Кук, перевозивший 60 томагавков, покинул порт в Ларнаке на Кипре и расположился вблизи сирийских территориальных вод.
10 апреля сирийская армия была проявила изрядную бдительность в течение последующих трех дней. Большое количество вооруженных сил и вооружений из своих аэропортов и баз сирийская армия передислоцировала на российские базы.
В тот же день Международная организация по запрещению химического оружия объявила о том, что они отправят команду в Сирию. Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш попросил провести беспристрастное расследование и неограниченный доступ для исследователей. Президент США Трамп отменил свой визит в Перу, где начнется саммит Америк в пятницу, чтобы сформулировать реакцию Америки на ситуацию в Сирии.
Также 10 апреля французское правительство выступило с заявлением: «Если красную черту пересекли, то ожидайте ответа». По словам Франции, после того, как президент Эммануэль Макрон и президент Трамп обменялись информацией, было подтверждено использование химического оружия. Президент Макрон объяснил, что, если Париж будет действовать, то прежде всего их атаки будут нацелены на химические мощности режима Дамаска.
Посол России в Ливане Александр Засыпкин предупредил: «Если США нападут, мы ответим, и нанеся удары по источникам огня». В Совете Безопасности ООН Россия наложила вето на решение Соединенных Штатов назначить независимый следственный механизм по использованию химического оружия. В двух предложениях Россия набрала недостаточно голосов.
11 апреля президент США бросил вызов России в Twitter. Трамп поделился следующим сообщением: «Россия обещает сбивать все ракеты, выпущенные по Сирии. Приготовься, Россия, потому что они (прим. — ракеты) будут прилетать — хорошие, новые и „умные“. Вы не должны сотрудничать с убивающим газом животным, которое убивает своих людей и наслаждается этим».
Министр обороны США Джим Маттис также объявил, что готов предложить президенту США Трампу вариант военного вмешательства. «Наши разведывательные службы все еще на стадии расследования информации, поступающей от наших союзников», — сказал Маттис.
Кремль заявил, что использование химического оружия в Думе является предлогом для оправдания применения силы. Российская армия также объявила, что с четверга она развернет военные силы в Думе. Путин сказал: «Ситуация во всем мире вызывает беспокойство, мы надеемся, что здравый смысл будет преобладать». И добавил: «Россия хочет строить отношения с другими странами на основе международно-правовых законов».
11 апреля появилось еще одно заявление из Вашингтона. Сара Сандерс, представительница Белого дома, сказала: «Все варианты на столе». Что касается возможного ответа США на «химическое» нападение, она добавила: «Окончательные решения еще не приняты».
У кого сила?
Наблюдая за всеми последними событиям, все задавались вопросами: «какие цели», «какие опасности» и «какие возможности» ожидают мир.
Вместе с американским эскадренным миноносцем Дональдом Куком в средиземноморских водах находится французский ракетный корабль Аквитания. Как сообщается, эти два корабля могут также получить помощь от американской или британской подводной лодки. По данным газеты Daily Telegraph, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй приказала британским подводным лодкам поддержать военные действия против Сирии. В разговоре с BBC, источники сообщили, что Мэй, похоже, готова принять решение о военном вмешательстве в Сирию без одобрения парламента.
Различные сценарии предвещают во Франции, одной из первых стран, которые выдают предупреждение Сирии.
Согласно Le Figaro, как только зеленый свет будет дан, французские военные самолеты выйдут из Франции, а не из баз на Ближнем Востоке. Есть также вопросы о влиянии потенциала Франции.
Поступающие военные сообщения из США вызывают суровые реакции внутри самой Франции. Спустя годы во Франции снова начались разговоры о «красной черте». Эта «черта» была «нарисована» бывшим президентом США Бараком Обамой в августе 2012 года и представляет собой угрозу и тяжелые последствия Башару Аль-Асаду, если он решил использовать химическое оружие.
В августе 2013 года президент США отказался от воздушных ударов по Сирии, так как в тот раз Россия направила в суд информацию о химических нападениях. Президент Франции Франсуа Олланд, который сказал, что готов поддержать США в то время, сказал в интервью, которое он недавно дал газете Le Monde: «Я не хотел идти один».
Пять лет спустя история повторяется. Теперь вопрос: будет ли Макрон готов пойти дальше?
Каковы цели?
Какие цели будут преследоваться в возможной атаке? Мировые державы сделали заявления о том, что будет атаковать сирийские химические производства. В Сирии под подозрение находился ряд авиабаз для производства химического оружия. Прежде всего, военная база Эль Шайрат вблизи Гумуса. Эта база была разрушена в прошлом году США с 59 томагавками.
В прошлом израильская армия бомбила отделения Сирийского центра научных исследований, расположенного недалеко от Месяфа в регионе Тартус. США и Израиль обвинили этот центр в производстве газа зарина.
В интервью новостному агентству AFP, Дженнифер Кафарел, аналитик Института изучения войны, отметила, что одной из возможных целей может быть военный аэропорт Дюмера, расположенный в 40 км к северо-западу от Дамаска. Как утверждается, это место, где химическое оружие использовалось для нападения на Думу на прошлой неделе.
В понедельник, 9 апреля, израильские силы бомбили военно-воздушные силы Т-4. Здесь сирийские и иранские силы, а также силы Хезболлы. По мнению Кафарелла, Соединенные Штаты могут переориентироваться.
Какие опасности?
Если действительно произойдет военное вмешательство, то будут последствия катастрофического сценария. Будет ли такое вмешательство или нет, как это будет, какие нас ждут последствия? В настоящее время все стороны, похоже, готовы вступить в войну в любое время.
Трамп и Макрон готовятся к удару. Сообщается, что Британия также готова к военным действиям.
Перед лицом возможного нападения этих трех держав, что сделает Кремль? По словам Дидье Биллиона, исследователя Института международных и стратегических отношений, в его интервью Le Parisian: «Россия может атаковать американскую военную базу на территории Сирии. У них есть вся информация о месте нахождения».
Биллион добавил, что военный командный или коммуникационный центр в Манбидже также может быть одной из целей. У обеих сторон есть военный потенциал, который они могут использовать друг против друга, но большинство экспертов считают, что ситуация не будет обостряться.
Эксперт Бруно Тертраис сказал: «Последние слова, сказанные россиянами в их более сдержанных сообщениях, указывают на то, что они паникуют, потому что они не знают, чего ожидать от такого непредсказуемого Трампа. Нет причин, по которым Путин должен участвовать в военной конфронтации с Соединенными Штатами».
В этом контексте напряженность может оставаться на определенном уровне. Французский президент Макрон также сказал, что французская армия будет избегать российских позиций в Сирии.
Эксперты не скрывают своих опасений, что война действительно может начаться в любую минуту, хотя они заявляют, что сегодняшняя ситуация отличается от ситуации «холодной войны», и в конечном итоге они не ожидают развития настоящей войны.