Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на днях объявил о начале военной операции в сирийской провинции Идлиб. Эта территория уже несколько лет находится под контролем террористов «Аль-Каиды», которые с недавнего времени сменили название на «Хайят Тахрир Аль-шам».На переговорах, которые проходили в Астане, турецкие, иранские и российские представители договорились о зонах деэскалации в Сирии. Одна из них охватывает Идлиб и части соседних провинций Алеппо, Латакия и Хама. По договоренности между сторонами, Анкара будет контролировать западную часть Идлиба, включая одноименную столицу. Однако Эрдоган, не смотря на громогласные обещания начать военную операцию, не торопится вводить туда турецкую армию. И это вполне объяснимо.
В последние дни в мировых СМИ появилось множество фотографий турецких военных сил на северо-западных границах с Сирией. Однако вторгаться в республику президент страны не спешит. И, по всей видимости, вряд ли это вообще произойдет.
Объявление Эрдогана о начале военной операции в Идлибе требует некоторого разбора:
«Сегодня в Идлибе разворачивается серьезная операция, и она будет продолжена, потому что мы обязаны протянуть руку помощи нашим братьям в Идлибе и тем, кто туда прибыл» — заявил турецкий президент, добавив, что Анкара не допустит «коридор террора» на своих границах с САР.
В настоящий момент, как заявил Эрдоган, Сирийская свободная армия, активно поддерживаемая турками, принимает на себя основной удар по борьбе с джихадистами. «Россия поддерживает операцию с воздуха, а наши вооруженные силы изнутри границ Турции», — добавил турецкий президент.
Грубо говоря, «изнутри границ Турции» — это значит, что турецкая армия не войдет на территорию арабской республики. По крайней мере, пока Эрдоган к этому совершенно не готов.
Анкара ранее уже посылала несколько соединений своей армии, более 800 наемников из зоны операции «Щит Евфрата» к северо-востоку от Алеппо и до границы с Идлибом. «Щит Евфрата» был провозглашен как борьба против запрещенного в РФ «Исламского государства» с целью прервать создание потенциального курдского коридора на границах с Турцией. В ходе боев турки потеряли кучу тяжелых боевых танков, несколько сот наемников и военнослужащих регулярной армии. Эрдоган подвергся жесткой критике в стране за столь непродуманную операцию, которая ни к каким результатам, по сути, так и не привела.
Теперь же и новая «серьезная операция», которую задумал реализовать Эрдоган в Идлибе, рискует оказаться неудачной: только теперь частям тренируемой турками Сирийской свободной армии придется идти на джихадистов без танков и тяжелого оружия. Анкара могла бы оказать ССА воздушную поддержку, однако, согласно договоренностям, воздушное пространство провинции будет контролироваться Россией и САР. Проблему бы решило введение турецких войск в провинцию, однако еще одного военного провала Эрдоган не переживет.
Боязнь турецкого президента вполне оправдана: «Хайят Тахрир аль-Шам» оснащена по последнему слову техники, а в ее ряды, как отмечают западные эксперты, входят профессиональные солдаты и наемники. На фоне тех зверств, что творят эти вооруженные до зубов террористы, Сирийская свободная армия, которой турки всегда помогали постольку-поскольку, выглядит недееспособной.
Более того, сама Анкара, как и другие западные государства и иностранные спонсоры, много лет подряд баловала террористов «Аль-Каиды» новейшим вооружением. А Сирийская свободная армия столько же времени сражалась бок о бок с джихадистами против правительственной армии САР. У «Аль-Каиды» хорошие связи и внутри самой Турции.
Однако теперь, согласно астанинским соглашениям, Турция взяла на себя обязательства бороться с «Хайят Тахрир аль-Шам.» Эрдоган попался в собственную ловушку, из которой он пока не понимает, как выпутаться: если в войну с «Аль-Каидой» и ее частями вступит регулярная армия Турции, это может привести к терактам и сотням жертв в Анкаре и Стамбуле. Поэтому пока в бой Эрдоган бросает не способную дать серьезный отпор Сирийскую свободную армию — именно так он тянет время.
В Астане Эрдоган взял на себя обязательства по наведению порядка в провинции Идлиб, которую турки, собственно, и ввергли в хаос. Президенту Турции не нравится эта работа, однако теперь у него просто нет выбора.
Он понимает, что ССА, части которой тренируются в Турции, не в силах справиться с «Хайят Тахрир аль-Шам, однако и вторгаться в Идлиб не хочет, опасаясь мести со стороны «Аль-Каиды», имеющей связи внутри самой республики. С другой стороны, если Анкара провалит свои обязательства, в Идлиб войдут правительственные войска Сирии и ее союзники, что приведет к тому, что миллионы беженцев, в том числе и террористы, хлынут на территорию Турции. Эрдогану придется сделать трудный выбор – распутать тот узел, который он сам же и завязал, ему будет очень сложно.