Среди побед, достигнутых курдами в Рожаве после революции 19 июля 2012 года, одной из важнейших является создание новой системы образования. Речь идет о новом учебном плане и системе, основанной прежде всего на праве получать образование на родном языке. Это является одним из великих достижений, которое турецкое государство хочет уничтожить, и которое режим БААС в Сирии подавлял до 2012 года.
До начала революции в Рожаве режим БАСС фактически наложил запрет не только на курдский язык, но и на любой элемент курдской идентичности.
Революция Рожавы и возрождение курдского языка
Революция Рожавы изменила существующее положение вещей, и впервые курды получили возможность не только самостоятельно управлять своим обществом, но и готовить и тестировать новую систему образования, а также новые экономические, культурные, социальные институты.
На самом деле исследования по курдскому языку стали проводиться академическими учеными перед революцией в Рожаве. Лингвистический институт курдского языка, Движение демократического общества, несмотря на все препятствия, провели свой первый конгресс в Кобани в 2007 году и второй конгресс в Алеппо в 2009 году. Третий конгресс состоялся в Амуде в 2012 году. И именно на этом конгрессе были разработаны планы новой учебной программы и системы образования.
Основываясь на праве получать образование на родном языке школы в трех кантонах Рожавы начали преподавать на курдском языке. Прежде всего сотни учителей были обучены таким образом, чтобы обеспечить лучшее образование для студентов. Школы испытывали недостаток учебных материалов, которые необходимо было создавать. Вместе с новой учебной программой был подготовлен новый материал.
Поскольку другим столпом революции в Рожаве является сосуществованием наций и следовательно, культур и языков, новая система образования, разработанная администрацией автономных кантонов учитывали присутствие разных народов на их территории, и поэтому был определен учебный план, обеспечивающий преподавание на одном языке межэтнического общения плюс преподавание как минимум двух других языков.
Таким образом, дети, которые до революции Рожавы получили образование исключительно на арабском языке, теперь получили возможность обучаться на своем родном языке, изучая другие языки, на которых говорят в их областях.
В Рожаве открылось несколько академий: первая была академией им. героя Ферзата Кемангера [посвященная курдскому учителю, повешенному в Иране 9 мая 2010 года], которая была открыта 11 августа 2013 года
Институт курдского языка в Африне, в сотрудничестве с Ассоциацией учителей Рожавы, 28 октября открыл Академию героине Виян Амары и начал обучать учителей.
Образование на родном языке от начальной школы
Институт Курдского языка также открыл академию им. Джеладет Бедирхан в Камишло 24 октября 2013 года. Сразу после этого в Кобани открылась академия им. героине Виян Амара. В начале 2015 года во всех трех кантонах работали академии, основанные на принципах демократического конфедерализма.
Декларация Демократической автономии в кантонах подтвердила важность образования, в особенности курдского. Новая система была разработана членами Совета по образованию , развивающая демократическое национальное научное образование в школах. Система, поддерживаемая также Институтом курдского языка, вскоре была запущена во всех кантонах Рожавы.
В 2015-2016 учебном году в кантоне Джизире были использованы специальные учебные материалы, подготовленные таким образом, чтобы курды, арабы и сирийцы, проживающие в регионе, могли изучать родной язык.
Впервые ученики смогли систематически учиться на своем родном языке. Образование ведется на языках, на которых говорят в кантоне. Каждый ребенок учится до 3-го лет на своем родном языке. На 4-й год каждый ребенок изучает другие языки, на которых говорят в кантоне. На 5-м году они изучают иностранный язык.
В учебном году 2016-2017 учебный материал подготовлен на родном языке для всех классов обучения. В ходе совместной работы, проведенной Институтом курдского языка и Советом образования округа Джизире, были подготовлены новые учебные материалы, которые будут использоваться в системе начального и среднего образования. С помощью этих материалов арабы и ассирийцы, а также курды, начали учиться на своем родном языке. В кантонах Африн и Кобани были подготовлены курдские учебники для начальных и средних школ.
Университетское образование
Началось также преподавание в рамках университетов. В университете Африна открылась кафедра курдского языка. Демократическая автономная администрация Африна открыла первый университет Рожавы в Африне 14 июня 2015 года. Помимо университета в Африне, 4 июля 2016 года была открыт университет в Джизире. Университет Кобани был открыт 30 сентября 2017 года. В университетах Федерации Рожавы и Северной Сирии проводятся занятия как на курдском, так и на арабском языках. Институт курдского языка действует не только в Рожаве, но и в других районах северной Сирии, которые были освобождены Сирийскими демократическими силами (СДС). Реальность Демократической автономии заключается в том, что народы, живущие в Рожаве и Северной Сирии, впервые могут получать образование на своем родном языке. Режим БААС пытался придать забвению разные языки и культуры. Но воля народа Рожавы изменила эту ситуацию.
Теперь Турция пытается уничтожить это важное достижение. Не случайно они бомбили и оккупировали Африн, так как Африн олицетворяет успешную модель сосуществования разных наций в рамках прогрессивной системы образования, которая неприемлема для Турции. Жители Рожавы и Северной Сирии никогда не откажутся от своих достижений.