Референдум в Турции и Демократический Конфедерализм

Референдум в Турции и Демократический Конфедерализм

В Турции президент Эрдоган с незначительным перевесом (51,41 % против 48,59%) выиграл референдум, который позволит ему увеличить президентские полномочия. Фактически, Турция официально превращается в диктатуру. Несомненно, это станет основой и для дальнейшей ползучей исламизации страны, которую проводит Эрдоган. Как сообщается, Анкара, Стамбул, Измир, Анталья — проголосовали против. Из населенных курдами регионов — Диярбакыр, Ван, Мердин — тоже против. Но при этом некоторые курды проголосовали в пользу проекта изменения Конституции, что напоминает, что и среди курдов есть идейное разделение.
Надо сказать, что референдум проходил в условиях правительственных репрессий, что не могло не сказаться на итогах голосования. Например, в стране 500 тысяч курдских беженцев, почти все — противники Эрдогана, многие из которых проголосовать не смогли. Тем не менее, очевидно, что население Турции разделилось пополам. Половина выступает за исламистскую диктатуру, другая половина — против.
Проблема в том, что существует не одна Турция, а, как минимум, три.
Турция крупных и преимущественно светских городов выступает скорее против диктатуры и исламизации (хотя, там много сторонников Эрдогана, особенно в Стамбуле). Национальные и конфессиональные меньшинства (курды и алевиты вместе составляют порядка 20-25 млн населения) так же в целом критически относятся к Эрдогану. Напротив, традиционная консервативная суннитская глубинка симпатизирует курсу диктатора.
Чего хотят противники президента? Как уже говорилось, это очень разные люди. Но, например, кемалисты (влиятельная Республиканская народная партия) выступают за парламентскую унитарную централизованную республику и одновременно ругают Эрдогана за ползучую исламизацию и диктаторское перерождение режима. Но за Эрдогана стоит половина Турции или чуть больше. В таких условиях логично требование конфедерации, однако ее требуют только курды. Многие светские турки поддерживают унитарную централизованную систему (впрочем, основанную на сильном парламенте) и это лишает смысла их борьбу.
Куда понятнее коммунальная революция Парижа (и других крупных городов Франции) в 1871 г. Парижская Коммуна сказала очень простую вещь: «У нас будет федерация коммун, т.е. автономных муниципалитетов (Марсель, Лион, Париж и т.д.). Остальная Франция, глубинка, которая любит консервативных сильных личностей, может жить как хочет. (Тогдашние коммуны — это не большевики с их диктатурой, а сильные независимые муниципалитеты с решением всех ключевых вопросов на местном уровне, с правом отзыва местными собраниями избирателей любого депутата, с передачей предприятий в самоуправление ассоциаций трудовых коллективов — кооперативных союзов. — Прим.). И, Франция, знаешь что… живи как хочешь, мы тебе ничего не навязываем, но жить вместе с большинством, которое голосует за консервативных идиотов, сторонников диктатуры, не хотим и подчиняться лидерам этого большинства отказываемся».
Но в Турции реализации подобных идей препятствует не только исламизм, но и светская идеология оппозиционного турецкого национализма (кемализм), широко распространенная среди противников Эрдогана. Столкновение религиозно окрашенного национализма Эрдогана со светским национализмом, основанным (как и проект Эрдогана) на идее жестко централизованного турецкого государства, мешает решению проблем страны в духе демократической конфедерации: автономных муниципалитетов и кооперативных союзов, способных эффективно развивать экономику страны.

Михаил Магид, востоковед

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/KKi7b

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях