Вопрос о спорных территориях между Ираком и Южным Курдистаном стоит еще со времен свержения Саддама. А в последнее время кризис и проблемы усугубились. С одной стороны, разные бандформирования наносят неотвратимый ущерб деревням и прочим населенным пунктам, с другой стороны, идут расовый и экономические торги. Поэтому вопросов по поводу этих регионов становится все больше.
Например, какие именно города и районы входят в эти так называемые «спорные территории», с каких пор они стали таковыми, какие шаги предприняты для решения этих вопросов, почему дело не продвигается, кто являются предводителями этих регионов, какую политику они ведут, в каком они положении сейчас и что сейчас делают эти самые руководители?
Вот об этом мы составили своё суждение.
Распад Баасского режима и начало споров
После вмешательства Америки и ее союзников в Ирак в 1991 году военное вмешательство повторилось еще и в 2003 году. На этот раз режим БААС был окончательно разрушен и под патронажем Америки было создано новое руководство. В это время курды Южного Курдистана воспользовались ситуацией и провели успешное восстание, освободив большую часть региона. Во время вмешательства 1991 года силы коалиции признали районы от 36 параллели до границ Южного Курдистана наиболее опасными и закрыли воздушное пространство для иракского режима. Города Дахок, Хавлер и Сулеймания входят в этот регион, и они переданы под ответственность курдским руководителям. С того времени регион остается под руководством курдов.
Однако Киркук не получил того же статуса и остался спорной территорией. Когда во время кампании 2003 года Баасский режим был расформирован, в Ираке было создано временное правительство по инициативе Поля Браймера. Руководство курдистанского региона обратилось к правительству с просьбой присоединить эти спорные территории к Южному Курдистану. Но руководство Багдада, наоборот, захотело присоединить их к себе.
Спорные территории
Территории, которые стали спорными между Южным Курдистаном и Багдадом, были Киркукская область, область Дузхурмату, относящаяся к Салахаддину, Шангальский и Махмурский районы, которые относятся к Мосулу, центр Ханакин, относящийся к Дийала, городок Джалаула (Ханакин), а также много деревень и городков этих регионов.
Почему они стали спорными
Камнем преткновения споров вокруг этих территории стала следующая причина. В них совместно проживают курды, арабы, туркмены, ассирийцы, а также представители разных конфессий: мусульмане (шииты, сунниты), христиане, какаи, езиды. Поэтому каждый старается натянуть одеяло на себя. Представители арабских партий и организаций хотят примкнуть их к Багдаду. Курды же требуют эти территории себе.
Временное правительство и разрешение проблем
В 2004-2005 годах создалось технократическое правительство во главе с Ибрагимом Джафари, и спорные территории стали основной темой на повестке. В 58-й статье закона, принятого правительством Ибрагима Джафара так говорится о проблемах этих регионов: «Временное правительство и Верховный суд, которые специализируются на решении проблем собственности и вопросов, связанных с этим, пытаются ликвидировать старую систему режима. В то же время пытаются решить вопросы тех, чьи земли были захвачены и насильственным путем были выселены из своих домов».
В том же законе говорится о том, что технократическое правительство пытается вернуть на свои земли коренних жителей регионов, либо предоставить им новые земли поблизости. Также для тех, кто были лишены своих работ либо недееспособны, должны быть решены их вопрос на государственном уровне.
Не получилось
Через закон открылся путь к решению проблем, но из-за разногласий между самими иракцами технократическое правительство Ирака не сумело привести в действие эти законы. Только одно Собрание было проведено, и на этом дело закончилось.
Основной закон и 140-я статья
Кризис, который охватил весь Ирак, не остался «равнодушным» и к самим спорным территориям, но попытки продолжались. После временного правительства в январе 2005 года в Ираке провели выборы. Таким образом, был избран первый пост баасовский парламент. В процессе этого была завершена и работа над Основным законом, которая шла с 2003 года, и в октябре того же года его представили народу на принятие. Вроде референдума по Основному закона. В законе, где были представлены все народы Ирака как равноправные, своё место нашли и спорные территории.
58-ю статью временного правительства обновили и в Конституции представили как 140-ю статью, в которой два первых пункта говорят:
- 1. Комиссия по осуществлению 140-й статьи работает над тем, чтобы усовершенствовать статью 58 временного правительства и адаптировать ее под новым правительством.
- 2. Эта статья будет иметь свою силу и в новом этапе продвижения власти. В связи с этим ответственность за исполнение этой статьи будет нести вновь избранное правительство. По новым законам, в регионе должен быть мир, учтены пожелания и стремления всего населения, организован референдум. И это в рамках установленного времени, не далее декабря 2007 года.
Попытки претворения 140-й статьи
Исходя из вышеуказанных пунктов 140-й статьи Конституции, необходимо было до конца 2007 года обеспечить мир в регионе, граждане, которые под давлением режима БААС вынуждены были бросить свои земли, должны были вернуться. Также вернулись бы и те, которые в этот момент перекочевали на спорные территории. С этой целью и был создан Верховный Совет и Совет по исполнению 140-й статьи Конституции.
Совет впервые был создан во время технократического правительства, но после принятия Конституции он был переименован в «Верховный Совет по Исполнению 140-й статьи».
По решению этого Совета каждая возвращенная на свои земли семья должна получить компенсацию в размере 10 млн. иракских динаров. В рамках этой программы тысячи курдских семей вернулись в Киркук, Ханакин и другие региональные центры. Вместе с ними вернулись и сотни арабских семей. Но так как продвижение было слишком медлительным и возникали политические осложнения, то к указанному сроку эту программу осуществить не удалось.