Под предлогом “истечение срока давности” в период правления Партии справедливости и развития (ПСР) было отменено требование по расследованию резни в отеле Мадымаке города Сивас. Адвокаты убийц во время власти ПСР были назначены министрами, депутатами и бюрократами высоких должностей.
Одним из самых кровавых страниц в истории Турции является бойня в Сивасе 2 июля 1993 года, когда в отеле Мадымак были заживо сожжены 33 человека, съехавшиеся на мероприятие в честь памяти поэта Пир Султана Абдалы.
30 июня 1993 года в турецком городе Сивас Культурная ассоциация имени Пир Султана Абдалы (ПСАКД) организовала мероприятие в честь известного писателя. Из Анкары для того, чтобы принять участие, приехали десятки видных художников и писателей.
За два дня до трагедии в городе распространялись листовки с заголовком “для широкой мусульманской общественности”. В них утверждалось, что совершается оскорбления в адрес их пророка и нападение на честь и достоинство верующих людей. Местные газеты также приняли участие в травле против участников мероприятия.
Группы людей, собравшиеся в пятницу у мечетей с лозунгами “Сивас станет могилой для светских людей”, “Республика была создана в Сивасе, тут они и рухнет”, “Сивас станет могилой для Азиза” направились в сторону Культурного центра в отеле Мадымак и устроили нападение.
Когда началась бойня, солдаты выбежали из отеля
После того, как начались события трагедии, число нападающих значительно увеличилось. Количество мятежников, собравшихся у стен отеля Мадымак достигло десяти тысяч людей. Они начали жечь машины, припаркованные у отеля и разрывать пожарные шланги, чтобы не допустить тушение пожара. Прибежавшая на место происшествия группа солдат покинула территорию после переговоров с нападающими.
Нападение было организовано под контролем государственных органов
Оставшиеся в заточении отеля люди звонили должностным лицам и требовали предпринять какие-либо меры. Не смотря на то, что звонили губернатору Сиваса, городскому начальнику полиции, премьер-министру страны, министру внутренних дел, помощнику премьер-министра, никаких защитных мер не было предпринято. Сверху местному начальнику полиции Догукану Онеру был дан приказ не вмешиваться. Нападение под контролем государства продолжалось около 12 часов. Во время атаки погибли 33 участника памятного мероприятия, 41 людям удалось собственными силами выбраться из отеля.
33 человека заживо сгорели
В результате нападения, устроенного против алавитского общества, погибли поэты, писатели, художники, философы, артисты и много молодых людей. Среди 33 погибших людей были артист Мухлис Акарсу, писатель и исследователь Асим Безирджи, алавитские артисты Бекташи Несими Чимен и Хасрет Гюльтекин, поэт и художник Метин Алтиок, карикатурист Асаф Кочак, поэт Бехчет Сефа Айсан, журналист Мехмет Кайнак, поэт Угур КАйнар, поэт Эдибе Сулари, 12-ти и 15-ти летние брат и сестра Корай и Менекше Кайа, две сестры Асуман и Йасамин, которым было по 16 и 17 лет, голландская студентка и гостья мероприятия Карина Джуанна.
Убийцы получили защиту со стороны государства
Во время резни в Сивасе премьер-министром страны была одна из представителей грязной войны в Курдистане Тансу Чиллер, президентом на тот момент был Сулейман Демирель. После происшедшей резни Тансу Чиллер заявила: “Слава богу, что ничего с нашим народом за пределами отеля не случилось”. Бывший президент Турции Демирель говорил: “Мы не позволим, чтобы народ и силы безопасности встали против друг друга.” А после трагедии он сказал: “Это исключительный случай, который сильно подогревают. Из-за этого народ в гневе и протестует. Силы безопасности сделали все, что могли.” На тот момент министр внутренних дел страны Мехмет Газиоглу обвинил в случившемся Азиза Несина, который являлся главной целью нападающих. Газиоглу говорил: “Из-за пропаганды Азиза Несина в отношении религии, народ был взволнован и проявил свое недовольство.”
Отменено наказаний за массовое убийство
После массового убийства 3 июля были задержаны 190 человек, из них 124 были арестованы. 21 октября 1993 года началось первое заседание суда по делу о резне в Сивасе. Спустя год 26 декабря 1994 года было озвучено первое решение.
22 обвиняемым дали по 15 лет, 3 получили по 10 лет, 54 по 3 года и 6 человек по 2 года отбывания наказания в тюрьме. 37 обвиняемых были оправданы. После обжалования решения в 2001 году 9-ым уголовным правлением Верховного суда страны 33 обвиняемым была назначена смертная казнь, четырем по 20 годам тюрьмы, одному дали год заключения.
Под предлогом “истечения срока давности” прекратилось расследование
Во время расследования многие преступники были скрыты государством, некоторым удалось сбежать за границу. Оказалось, что некоторые из обвиняемых, которые по утверждениям находились в розыске, сегодня работают в официальных учреждениях. Главный обвиняемый по уголовному делу был Джафар Ерчакмак, который, оказалось, умер в 2011 годы в своем доме в Сивасе. В 2012 году спустя 20 лет под предлогом “истечения времени” прекратилось расследование.
Эрдоган позитивно отреагировал
На тот момент премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдозна позитивно отреагировал на отмену расследования по делу о резне в Сивасе и сказал: “Да будет благородным эта весть для нашей страны и народа.”
Адвокаты убийц во времена правления Партии справедливости и развития были назначены министрами, депутатами и бюрократами высоких должностей.
Хаяти Язычи, который являлся одним из адвокатов убийц, принял участие в процессе создания Партии справедливости и развития. В 2002 году после выборов, Язычи попадает в парламент и в дальнейшем занимает в 60-ом правительстве должность министра и помощника премьера страны. В 61-ом правительстве он становиться главой Министерства таможни и торговли Турции. Депутатами Партии справедливости и развития стали такие адвокаты убийц как Мехмет Булут, Бюлент Туфекчи, Зеид Аслан, Али Ашлык, Халил Урюн и Хусну Туран.
Требование ответственности
После происшедшей трагедии, унесшей жизни многих людей, алавитские общества и учреждения захотели превратить Отель Мадымак в “Музей позора” и потребовать ответ за содеянное. Однако, вот уже 25 лет требования алавитского общества не достигают результата. Отель Мадымак до сих пор действует в качестве “Научного и культурного центра”.