Первое серьезное препятствие состоит в том, что некоторые политические блоки хотят сохранить свой нынешний уровень представительства в кабинете министров.
Согласно Конституции, Аллави должен в течение 30 дней сформировать правительство и отправиться в парламент для получения вотума доверия абсолютным большинством голосов – не менее 165 из 329 членов парламента.
Шиитские блоки «Фатх» и «Сайрон» (первый связан с проиранской шиитской милицией Бадр, и его возглавляет Хади Амири; второй возглавляет влиятельный шиитский клирик и борец с коррупцией Муктада Садр, который находится с Ираном в более сложных отношениях, но также старается не противоречить режиму в Тегеране. – Прим. ред.) – единственные, кто поддерживает Аллави. У них 47 и 51 член парламента соответственно. Исходя из этого новому правительству необходимо как минимум 67 дополнительных голосов, чтобы получить вотум доверия. Такое количество может быть обеспечено только при участии курдского и суннитского блоков. Это особенно верно, поскольку некоторые шиитские блоки, такие как блок бывшего премьер-министра Хайдера аль-Абади «Аль-Наср», отказались поддержать кандидатуру Аллави для формирования правительства.
Источник, знакомый с ходом переговоров по формированию правительства, сообщил «Аль-Монитору», что Аллави трудно убедить курдские партии отказаться от своей нынешней доли в новом правительстве.
Источник, который отказался назвать свое имя, добавил: «Не все суннитские блоки согласны с правительством независимых. Они хотят принять участие в назначении новых министров. Аллави стремится включить шиитов, курдов и суннитов в состав правительства при условии, что новые министры не будут входить в состав политических блоков. В случае если ему не удастся заручиться поддержкой указанных блоков, он прекратит свои попытки сформировать новое правительство».
Источник также сказал: «В свою очередь шиитские блоки предупредили Аллави, что назначение министров от курдской и суннитской партий приведет к тому, что они выдвинут кого-то другого, чтобы возглавить правительство». Именно это, возможно, подтолкнуло лидера садистского движения Муктаду ас-Садра заявить о несогласии с давлением, оказываемым на Аллави. Садр заявил 11 февраля: «Мы слышим о партизанском и сектантском давлении с целью формирования временного правительства. Это привет к тому, что могли бы отречься от него. Мы продолжаем призывать к реформам»
Кроме того, блок «Фатх» Хади аль-Амири указал, что давление, оказываемое на назначенного премьер-министра, будет препятствовать Аллави в его стремлении к выбору независимых министров. Абдель Амир Эль-Дебби, член блока, сказал: «Блок «Фатх» предоставил Аллави свободу выбора министров. Другие блоки должны пойти по нашим стопам, чтобы правительство было сформировано в установленные Конституцией сроки, и воздержаться от захвата отдельных министерств под предлогом получения этими блоками определенных результатов на парламентских выборах». При нынешней сектантской системе квотирования, основанной на результатах выборов, блоки получают определенное количество мест в кабинете министров.
Махмуд Хошнао, высокопоставленный чиновник из партии Патриотический союз Курдистана (ПСК), сказал «Аль-Монитору», что курдские блоки, а именно «Горран» (Перемены), Демократическая партия Курдистана (ДПК) и ПСК, согласились с тем, что региональное правительство Курдистана и назначенный премьер-министр должны провести прямые переговоры о формировании нового правительства.
Комментируя желание Аллави сформировать правительство, в котором не представлены политические партии, Хошнао сказал: «В парламентской системе нет ничего, что называется беспартийным правительством. Иметь независимых министров – это что-то неуместное. Аллави имеет право выдвигать компетентных и опытных министров, не выбирая их вне политических партий и блоков. Нынешние переговоры сосредоточены на характере министерской программы. Мы не касались конкретных имен для министерских портфелей».
Между тем суннитские блоки разделены. Есть союзники «Фатха», такие как блок «Национальная ось», которые согласились на выбор новых беспартийных фигур. Но Альянс национальных сил, возглавляемый спикером парламента Мухаммедом Аль-Халбузи, не является сторонником такой идеи. Он имеет три министерства в иракском правительстве и отказывается пожертвовать ими до начала переговоров с Аллави. Об этом заявил член альянса Мохаммед аль-Карбули. Выступая на телеканале «Аль-Сумария» 10 февраля, Карбули усомнился в способности Аллави сдержать обещания, данные им в день назначения. Карбули подчеркнул, что его блок не принимал участия в назначении Аллави и не будет вести с ним переговоров, пока не станет ясно, какая партия выдвинула его кандидатуру.
В своих замечаниях Карбули упомянул о явном нарушении президентом Ирака Бархамом Салихом статьи 76 Конституции, когда президент назначил Аллави премьер-министром, аналогично тому, что произошло, когда Адель Абдул Махди был назначен премьер-министром в 2018 году. В 2018 году Салих не раскрыл название крупнейшего парламентского блока, которому поручено назначить премьер-министра в соответствии с Конституцией, и Абдул Махди таким образом превратился в кандидата от всех парламентских блоков, а блоки, выдвинувшие его («Фатх» и «Сайрон»), позже сделали вид, что они не имеют никакого отношения к этой номинации. Абдул Махди подал прошение об отставке в ноябре, но продолжает оставаться временным премьер-министром до утверждения парламентом Аллави и его кабинета.
До сих пор ни один из блоков официально не выдвинул Аллави на пост премьер-министра. Однако просочилась информация, что «Сайрон» выдвинет его кандидатуру с одобрения «Фатха». Но у других блоков нет желания брать на себя ответственность за кандидата, которого не терпит улица.
Представляется также, что Аллави вряд ли сможет преодолеть давление со стороны политических блоков, не нарушив своих обещаний провести реформы.
В то время как протестующие в южных и центральных городах требуют новых выборов, правительство Аллави не сможет выполнять функции временного органа, готовящегося к досрочным выборам, если две трети законодателей не проголосуют за роспуск парламента. Кроме того, пока еще неразвитый новый избирательный закон, который многие считают неадекватным, и споры о составе избирательной комиссии делают крайне маловероятным, что Аллави сможет провести досрочные выборы. Последние выборы были проведены в 2018 году, а следующие запланированы на 2022 год.
Все это может означать, что Аллави не сможет провести реформы или даже сформировать правительство, и тогда Абдул Махди останется премьер-министром.