Пока обсуждались события в Барселоне 17 августа, параллельно происходили важные события в Сирии и Ираке. В центральной части Сирии мощное шиитское наступление привело к рассечению на куски громадной (хотя и слабо заселенной) территории, находившейся под контролем ИГИЛ. Поступают так же сообщения о постепенном накапливании сил шиитской коалиции (иранские войска, ливанская Хизбалла, иракское ополчение Хашд аль -Шааби, армия Асада, отряды шиитов-хазарейцев из Афганистана и Пакистана) для наступлению на Дэр-Эз-Зор.
Одновременно на севере Ирака развернулись боевые действия шиитского ополчения Хашд аль-Шааби против ИГИЛ. ХаШ ранее сумели взять под контроль часть ираско-сирийской границы. Главная цель шиитов сейчас не только добить ИГИЛ, но и взять под контроль с обеих сторон (сирийской и иракской) границу, создав единое шиитское (контролируемое Ираном) пространство от Ливана до Афганистана.
Теракт в Барселоне делает, на мой взгляд, более понятным, почему руководство европейских стран явно не возражает сейчас против того, чтобы иранцы при помощи Асада и других своих союзников взяли под контроль значительную часть Ближнего Востока. Потому что, возможно, европейцам уже все равно, кто зачистит это пространство. И каким способом зачистит…
Михаил Магид, востоковед