В последнее время в отношениях между США и Турцией наблюдается беспрецедентная хрупкость, недавно достигшая своего предела. Обе стороны вводят санкции друг против друга, временно отменяют визиты и работают по разные стороны в НАТО, членами которого они являются. Все эти конфликты, перебои и нестабильность в отношениях, накопленные в течение 15 лет, привели их в этот тупик.
В этом досье об американо-турецких отношениях, состоящем из двух частей, мы затронем историю отношений между двумя странами, их конфликты и разногласия в вопросах, связанных с регионом, особенно после появления Весны народов, и их вмешательство, как во внутренние дела Сирии, так и Ирака, а также опасность распространения влияния Ирана в регионе и его ядерная проблему. Отдельно остановимся на курдском вопросе, на котором Турция сосредоточила всю свою враждебность по отношению к курдскому народу.
Периоды в истории американо-турецких отношений
Отношения между двумя странами начались в XVIII веке во время Османской империи, где общение ограничивалось инвестициями, развитием железной дороги и поисками полезных ископаемых, а также активизацией связи между ними.
Во время второй мировой войны, в начале которой Америка заняла нейтральную позицию, она объявила о вступлении в войну наряду с фронтом союзников против Германии и Австрии. Но в эту декларацию не вошли Османская империя и Болгария, которые были частью альянса с Германией, и Америка, состоя в своем альянсе, пыталась поддерживать с ними мирные отношения.
Их альянс продолжался после поражения Османской империи и вступления Турции в республиканский этап во главе с Ататюрком, заключившим несколько соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве, что стало логическим продолжением политики США по оказанию помощи Турции в рамках доктрины Трумэна, призванной помочь ей противостоять угрозам со стороны Советского Союза.
Общий интерес к сдерживанию советской экспансии создал фундамент для крепких отношений между США и Турцией. Турция заняла сторону США в холодной войне: в 1950 году направила подразделения вооружённых сил для участия в Корейской войне (1950-53), а в 1952 году Турция присоединилась к НАТО, став одной из стран-партнеров, играющих важную роль в политических, военных и разведывательных вопросах, связанных с НАТО.
Однако периодически между США и Турцией возникали конфликтные ситуации и разногласия. Самый сложный период их отношений начался после вторжения Турции на Северный Кипр. В ответ на вмешательство Турции в конфликт на Кипре Соединенные Штаты приостановили поставки оружия в эту страну. Анкара же запретила осуществлять вооружённым силам США деятельность на своей территории, которая не была связана с миссиями НАТО. Кипрская проблема продолжала отравлять отношения США и Турции в течение нескольких лет. Санкции были отменены лишь четыре года спустя.
Турция всегда извлекала выгоду из западных тенденций в регионе. После изменений в Иране, прихода исламистов к власти и вторжения Советского Союза в Афганистан в конце 1970-х годов, военные и экономические соглашения были подписаны между Турцией и Западом в 1980 году, и Турции удалось получить огромный военный арсенал.
После распада Советского Союза американо-турецкие отношения вступили в новый поворотный момент. Америка стремилась развить эти отношения в политической и экономической сфере. Америка увидела, что Турция может служить ее интересам и играть центральную роль на Ближнем Востоке.
Турция поняла, что такая трансформация не состоится без укрепления отношений с Израилем и его еврейскими организациями в Америке и Британии. Поэтому она развивала отношения с Израилем, особенно в области экономики и разведки, в борьбе с движениями сопротивления в арабских странах и оккупированных курдских районах. Кроме того, Турция общалась с еврейскими ассоциациями на западе и укрепляла отношения с ними.
Отношения между двумя странами со времен холодной войны до конца 90-х годов были на пике с точки зрения военных, разведывательных и экономических интересов, и Турция была хорошо связана с Западом, не задумываясь о расширении своего влияния. Турция зависела от Запада в военном отношении в какой-то степени из-за их общих врагов и интересов в то время.
Регрессионный этап и напряженность отношений
С приходом к власти Партии справедливости и развития (ПСР) в 2002 году, в период президентства Джорджа Буша, отношения между двумя странами были ограничены высокомерием, независимостью и расширением влияния Эрдогана в рамках Нового османского проекта. Стремясь к коренным изменениям в своей внешней политике, он не придавал значения возможности столкновения с доминирующими региональными и мировыми странами или не достигал консенсуса с ними, чтобы быть единственным в регионе.
Первая из этих напряжений заключалась в том, что Турция отказалась от требования Америки использовать воздушное пространство и территорию Турции для въезда в Ирак, чтобы свергнуть власть диктатора Саддама. Требование США было встречено с халатностью, администрации США ушла, что усугубило раскол между сторонами.
Затем последовал визит Эрдогана в Дамаск в 2004 году и его подтверждение отсутствия поддержки международного давления под руководством Вашингтона на Сирию для вывода ее войск из Ливана, что вызвало возмущение Вашингтона, и усилило хрупкость отношений между двумя странами. Турция также сыграла особую роль в палестино-израильском кризисе, чтобы активизировать социальную поляризацию на родине и в арабских странах, одновременно укрепляя торговые и разведывательные связи с Израилем.
В своей политике Эрдоган стал ориентироваться на точки, которые считаются связующим звеном между ним и Америкой. Он сблизился с Ираном и отверг санкции, введенные Соединенными Штатами против Ирана, и сконцентрировался на укреплении отношений с Ираном в сфере безопасности, экономики, торговли и инвестиций в энергетику.
Эрдоган пошел дальше в формировании отношений вдали от НАТО. Он укрепил отношения с Россией, соперником Америки в регионе, в плане военного сотрудничества на евразийском континенте и укрепления экономических и торговых отношений между ними с открытием трубопровода «Голубой поток», что сопровождалось последовательными и взаимными визитами Эрдогана и Путина и их министров в две эти страны.
Сближение между двумя странами обеспокоило западную сторону и Америку, потому что Турция открыла двери для влияния России в регионе Востока и Кавказа, нарушив санкции Запада и Америки, которые направлены на то, чтобы заблокировать влияние России.
С приходом партии Эрдогана к власти стало ясно, что фундаментальные изменения в турецкой политике сегодня состоят в том, чтобы установить отношения с Западом в соответствии с его интересами на востоке. Турция действовала в регион, не осознавая интересов и стратегических целей этих стран, особенно Америки, в регионе.
Это также сократило надежду на вступление в Европейский Союз из-за его претензий к Турции, которые последняя не может преодолеть или решить. Это оккупация острова Кипр и кризис с Грецией по вопросу о морской границе территориальных вод, а также вопрос относительно положения курдов, армян, сирийцев и ассирийцев в стране, наряду с диктатурой и чрезмерным насилием в отношении народов Турции и оккупированного Курдистана.