Ведущий научный сотрудник центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов рассказал ИА «Политика Сегодня», чего ждать от встречи.
В Астане 16 февраля начинается второй раунд переговоров по урегулированию ситуации в Сирии. В столицу Казахстана уже прибыли делегаты «вооруженной оппозиции». Консультации между собой уже проводят представители России, Ирана, Турции, ООН и Иордании.
Чего ждать от встречи, а чего не стоит, ИА «Политика Сегодня» рассказал ведущий научный сотрудник центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов.
«Пока идет подготовительная работа на уровне России, Турции и Ирана, а сами участники конфликта в работе не сильно активно участвуют, — рассказал Станислав Иванов. — Да, они согласились не стрелять друг в друга. Это большой плюс. Но они не достигли соглашения по многим вопросам».
Камнем преткновения собеседник агентства называет участие в будущем коалиционном правительстве фигуры Башара Асада. Сирийского лидера не видит в нем не только «вооруженная оппозиция», но и Турция, Саудовская Аравия, Катар, которые являются основными спонсорами оппозиции.
«Для следующего шага нужен расширенный формат с участием всех внутренних и внешних сторон, завязанных так или иначе в конфликте», — отметил эксперт.
Отдельно на повестке стоит «курдский вопрос». Мнение жителей Северной Сирии предпочитают не слышать как обе стороны конфликта в Сирии — правительство Асада и оппозиция, так и Турция, для которой курды — больная тема.
«Курды воевали с радикальными исламистами. С оружием в руках они смогли сделать то, что ни у Башар Асада, ни у вооруженной оппозиции, ни у международной коалиции не получалось — остановить радикальных исламистов. Они оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом. И теперь по праву рассчитывают на участие в переговорах, а тем более в обсуждении проекта будущей Конституции. Им этого права не дают», — рассказал Станислав Иванов.
Что касается варианта Конституции Сирии, предложенного на прошлой встрече в Астане, то ее эксперт призывает рассматривать как «рамочный проект».
«Мы не навязываем, как им жить, — отметил он. — Исходить нужно из того, что де-факто Сирии нет. Ни Сирийской арабской республики нет, ни просто арабской, ни республики. Есть несколько анклавов, есть плацдармы: турецкий плацдарм, иранский, есть плацдарм, который ливанская «Хезболла» контролирует, есть ИГ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред), есть Фронт Ан-Нусра (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред)…».
Исходить при построении мирного государства в Сирии предлагает из современных реалий. Процессу предшествовать должна общая победа над радикальным исламом.
«Чтобы заново слепить Сирию, нужна воля всех: политических, этнических, конфессиональных и прочих сил республики. Это очень сложный процесс. И он займет не один месяц, год, а может даже десятилетия. Предпоследним шагом, перед тем, как рисовать по карте границы и принимать Конституцию, нужно обеспечить вывод всех иностранных войск: будь то ливанские, турецкие, иранские подразделения. Конституцию должны принимать сами сирийцы», — заключил эксперт.
Дмитрий Коломиец
Источник: polit.info