У индийского революционера, философа, политика, борца за независимость Индии и мистика Аруробиндо Гхоша есть интересная мысль о революциях: «История мира насчитывает лишь полдюжины революций, увенчавшихся успехом, да и те, по большей части, напоминали скорее неудачи. Тем не менее, именно через великие и благородные неудачи человечество продвигается вперед».
О чем это?
Революции — это сложный, неоднозначный процесс. Народное раздражение копится долго. И даже когда оно прорывается на поверхность, оно изначально может направляться против второстепенных фигур и не поддерживает радикальные требования. Инициатором русской революции в 1905 году стал Гапон — мутный тип, связанный с царской охранкой. Низкий уровень самоорганизации питерских рабочих не позволял им еще выступить самостоятельно и Гапон вывел их на улицы отнюдь не с требованием свержения царского режима — он лишь просил царя увеличить рабочим зарплату и дать им выборное правительство. Но все же, именно Гапон инициировал начало революции.
Движение радикализируется в процессе борьбы. Даже такие величественные движения, как Великая французская революция (ВФР) или Первая польская Солидарность 1980-1981 гг. начинались с очень умеренных вещей — критики налогов или финансовой политики правительства или требования права на создание неких новых учреждений наряду с диктатурой. И лишь потом постепенно формируется новое мировоззрение и структура самоуправления.
Люди становятся субьектом общественной жизни в процессе борьбы, в ходе которой они постепенно обретают опыт, элементы самоорганизации. Этот процесс — процесс превращения «народных масс» из молчаливого большинства, покорного власти, в договаривающихся об управлении обществом независимых личностей начался во время ВФР или Нидерландской революции и еще очень далек от завершения. Конечно, в большинстве своём
люди ведут себя как покорные обыватели даже в самых свободных странах (и я себя не исключаю из их числа). Больше того, многие цели, которые ставили перед собой участники парижских секций и польские рабочие не реализованы до сих пор (например, почти нигде нет рабочего самоуправления на заводах). Мы сейчас находимся на огромном расстоянии от высочайшего уровня самоорганизации секций революционного Парижа и польских межзаводских забастовочных комитетов, охвативших 10 млн. рабочих и поддерживавших прямую связь с трудовыми коллективами по телефону, согласовывая с ними свои решения. И все же им удалось добиться многого в плане прав и свобод — глупо это было бы отрицать.
Для того, чтобы понять, чем был мир в дореволюционную эпоху, посмотрите на (запрещенный в России) ИГИЛ. Давайте просто перечислим по пунктам, что означала власть средневековых королей, князей и их духовников. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на политику данной организации, пожелавшей повернуть историю вспять:
«Ты критикуешь власть? Ты уже покойник! Власть нашего халифа (абсолютного монарха) священна, она от бога. Критикуя халифа или отказываясь платить ему высокие налоги, ты оскорбляешь бога.
Сомневаешься в наших духовных религиозных ценностях? Ты еретик или атеист? Мы убьем тебя, если ты не покаешься — наша вера священна, сомневающиеся служат дьяволу, Иблису. (ИГИЛовцы говорят, что готовы убить 200 миллионов шиитов, если те не примут «истинную веру»; в 2014 году они устроили геноцид езидов). Но сначала мы проведем тщательное расследование в отношении людей, с которыми ты успел поделиться своими опасными заблуждениями.
Есть хотел, хлеба крал? Мы отрубим тебе руку, как сказано в наших священных текстах.
Ты слишком вольно одеваешься — наказание 50 ударов палкой (телесные наказания разрешены официально). Одежда должна соответствовать установленным нами правилам.
Если ты богатый парень, для тебя есть опция, можешь купить себе девку на невольничьем рынке. Работорговля не запрещена».
…Долго проживете в таком мире?
Михаил Магид, востоковед