После более чем двухмесячного пребывания взаперти в своих домах большинство из 11 миллионов жителей Уханя теперь могут свободно выходить на улицу, а число инфицированных сокращается с тысяч новых случаев в день в середине февраля до всего лишь нескольких в неделю. Но для владельца ресторана Сюн Фэя окончание блокады в китайском городе, где началась пандемия коронавируса, принесло не облегчение, а только новые проблемы.
В то время как фабрики вокруг Уханя работают круглосуточно, чтобы вернуться к прежней скорости, восстановление ориентированных на потребителя предприятий, таких, как принадлежащая ему сеть ресторанов, не будет таким простым. Хотя люди снова осторожно выходят на улицы, они по-прежнему ограничены в своих передвижениях, чтобы сдержать распространение вируса. Жителям рекомендуется оставаться дома и проверять температуру перед входом в любое здание.
Карантин в Ухани изменил поведение клиентов, возможно, навсегда. «В прошлом люди обедали вместе со своими коллегами в обеденный перерыв, а теперь они все получают ланч-боксы, – говорит Сюн Фэй, сидя в кабинке пустого сычуаньского ресторана, которым он управляет. – Они скорее будут готовить дома, чем выходить на улицу.”
Из 10 ресторанов Xiong’s company, работавших до начала эпидемии, ни один не был вновь открыт для приема посетителей. И хотя три из них возобновили поставки продуктов питания, Сюн уже решил закрыть три других места навсегда, потому что он ожидает спада спроса. Сейчас 40-летний предприниматель и его партнеры по бизнесу пытаются решить, что делать в долгосрочной перспективе.
Половина ресторанов представляла собой точки, где группы обедающих готовили сырое мясо и овощи в общих котлах с кипящим бульоном, – таких мест клиенты теперь, скорее всего, будут избегать. «Там будет значительный спад потребления», — говорит Сюн, предсказывая, что городская индустрия ощутит потрясения.
Опыт Сюна распахивает окно в неопределенное будущее, открывшееся перед владельцами малого бизнеса по всему миру. В то время как многие надеются продолжить с того места, где они остановились, их осторожное поведение показывает, что это скорее всего будет не так-то просто. Город, некогда оживленный центр производства стали и автомобилей, по-прежнему охвачен страхом перед повторным заражением. Компании проверяют сотрудников, прежде чем им разрешат вернуться на работу, и ежедневно проводят дезинфекцию помещений. Если клиент или работник заражается вирусом, бизнесу, как правило, приходится снова закрываться на несколько недель карантина – даже самый подготовленный бизнес-план не может предусмотреть такое.
Это цикл стресса и беспокойств, который не прекращается для Сюна с 23 января, когда в 2 часа ночи его телефон начал гудеть, разрываясь от новостей: Ухань будет заблокирован через восемь часов, чтобы сдержать смертельно опасный вирус. В то время как 5 миллионов человек уехали еще до того, как город был отрезан в 10 утра, Сюн и его семья никогда не думали об этом. Он сам из Уханя, и само существование его бизнеса оказалось под угрозой. «Я знал, что больше всего пострадают рестораны, – говорит он. – Я также беспокоился о здоровье наших сотрудников».
Большинство ресторанов, принадлежащих Сюну, были закрыты еще до объявления карантина, так как слухи о таинственной пневмонии, которая смогла убить более 2500 человек в городе, циркулировали с конца декабря. Это было болезненное решение, которое привело к тому, что его компания списала свежих продуктов на 1 миллион юаней (142 000 долларов).
Когда начался карантин, Сюн, как и все рестораторы от Нью-Йорка до Сиднея, стал искать выход в доставке еды. Но Ухань за одну ночь превратился в город-призрак, и Сюн должен был выяснить, как добывать и транспортировать ингредиенты, которые становились все более дорогими, поскольку запасы заканчивались. Тем временем большинство его сотрудников были слишком напуганы, чтобы явиться на работу, или им было запрещено покидать свои жилища. Некоторые из них проводили большую часть времени, дезинфицируя кухню единственного ресторана, который он умудрялся держать открытым во время блокады.
До вспышки болезни люди по выходным стояли в очереди по 40 минут, чтобы получить место в самых популярных местах Сюна. Но в условиях изоляции ему удалось получить лишь 20% заказов, которые он обычно получал через приложения доставки, такие как Alibaba Group и другие. Чтобы привлечь больше посетителей, три действующих ресторана Сюна предлагают доставить еду в любое место огромного города, даже если это займет несколько часов. «Онлайн-платформы занимают 20% продаж, но мы не осмеливаемся повышать наши цены, потому что люди будут жаловаться», – говорит Сюн.
На него уже давит арендная плата, которая удвоилась за последние пять лет, сократив его прибыль в прошлом году на 3 миллиона юаней. В этом году он может потерять еще 2 миллиона из-за отключения электричества. Общие эксплуатационные расходы для всех ресторанов Сюна составляют около 50 000 юаней в день. Из них около 23 000 юаней приходится на аренду. Ему пришлось уволить по меньшей мере 40 сотрудников.
Сюн пробует новые способы удержать свой бизнес на плаву. Делая ставку на то, что тенденция к установлению порядка сохранится, он начал импортировать высокотехнологичные упаковочные машины для пищевых продуктов из Тайваня, чтобы продавать их другим ресторанам. Он также пытается запустить канал, где его кузина – бывшая модель – готовит в одном из ресторанов еду. «Многие рестораны закроются, – говорит он. – Рынок просто следует естественному отбору, и только самые приспособленные выживут».