Тысячи людей бежали от репрессий режима ПСР (Партии справедливости и развития) из Северного Курдистана (юго-восток Турции) в Южный Курдистан (Северный Ирак). Среди них М. С. из Ширнака и К. Д. из Сиирта, рассказавшие агентству «Фрат» о том, как турецкая секретная служба НРО (Национальная разведывательная организация) впервые связалась с ними с помощью СМС и предложила деньги, приостановку их судебных процессов и отмену их ордеров на арест в случае, если они будут действовать в качестве информаторов. Когда они не приняли этого предложения, НРО начала угрожать причинить вред членам их семей, которые остались в Турции. Тем не менее, они оставались непоколебимыми и отказались сотрудничать с турецкой секретной службой.
М. С. из Ширнака пришлось бежать в Южный Курдистан два года назад, потому что уже во время учебы против него было возбуждено дело за «членство в террористической организации», по которому он был приговорен к 15 годам лишения свободы. В Южном Курдистане он начал работать в кафетерии. Он рассказывает о попытке вербовки со стороны НРО следующим образом: «23 ноября 2019 года я получил сообщение с телефона с номером 05061154728. В сообщении говорилось, что отправитель писал из Анкары, и был кем-то, кто работал на государство, занимая высокую должность. В нем содержалась просьба работать агентом. Сначала я подумал, что кто-то шутит, но потом отправитель сообщил точные сведения о моей семье и обо мне. Он заявил, что поможет мне материально и во всех других отношениях, если я буду работать с ним. Если нет, то мои мать и отец пострадают всеми возможными способами. Если я хочу добра для своей семье, я должен работать с ними. Он сказал, что я должен поделиться с ним всем, что я знаю, видел или слышал о РПК (Рабочей партии Курдистана) и ее кадрах. Но я отказался.
28 подразделений НРО в Южном Курдистане
Мне сказали, что в Южном Курдистане есть 28 подразделений НРО и что меня свяжут с ними, если я соглашусь работать на них. В основном они хотели, чтобы я вошел в доверие к членам РПК и получил информацию об их работе. Если я сделаю это, они помогут мне как в Южном, так и в Северном Курдистане. Они сказали, что моя безопасность – это главная цель, что они уже обучили многих агентов, и мне не нужно беспокоиться. Они объяснили, что хотят расширить свои агентурные сети, особенно в Сулеймании, Эрбиле, Захо, Духоке и Махмуре, и что все те, кто работает с ними, живут очень спокойной жизнью. Когда я повторил, что не буду этого делать, они пригрозили причинить вред моей семье, а также сказали, что я не буду в безопасности в Южном Курдистане.
«Ваша семья и ваши близкие будут страдать»
Когда я спросил, как они добрались до меня, они объяснили, что у них длинные руки и они могут дотянуться до любого места. Они пытались убедить меня словами: «Как представитель государства я могу действовать в любом месте, вот что значит быть государством». Они сказали, что если я забочусь о жизни своих родителей, то должен работать с ними. Они угрожали: «Это ваше решение, но ваша семья и ваши близкие будут страдать. Мы дадим вам шанс, мы отменим судебный иск в отношении вас». Таким образом они пытаются обвести вокруг пальца молодых курдов вроде меня. Каждый патриотический курд должен быть осторожен с подобными попытками вербовки».