НАТО и Турция: переориентация с Ближнего Востока на Чёрное море и Кавказ

НАТО и Турция: переориентация с Ближнего Востока на Чёрное море и Кавказ

События в Сирии и Ираке выдвинули Турцию ближе к эпицентру внимания внешних Ближнему Востоку сил.
Турецкой доктринальной установке “ноль проблем с соседями” после атаки боевиков на северные иракские провинции нанесён очередной удар. Вся ближневосточная линия границ Турции крайне нестабильна. В таких условиях Анкара вправе рассчитывать на дополнительную помощь евроатлантического блока. Однако развитие отношений Турция – НАТО ставит немало вопросов.
С одной стороны, во время своего визита в Турцию генеральный секретарь НАТО отметил солидарность альянса с Турцией и поблагодарил её за «союзническую преданность». Турецкое руководство удостоилось похвалы и за участие в международной коалиции в Афганистане. С другой стороны, роль Анкары в острых ближневосточных процессах генсек НАТО благоразумно не акцентировал, а, кроме того, стало известно о планах ведущих членов НАТО свернуть боевое дежурство средств защиты союзника.
Немецкий «Der Spiegel» сообщил, что Германия, Нидерланды и США намерены к концу текущего года вывести из Турции свои ракетные комплексы противовоздушной и противоракетной обороны «Patriot». Последние были размещены впритык к турецко-сирийской границе в январе 2013 года, спустя считанные месяцы после очередного обострения отношений между Анкарой и Дамаском.
Осенью 2012 года, после так и не прояснившегося инцидента с падением нескольких снарядов со стороны Сирии на турецкую территорию, Анкара стояла на грани принятия решения о военной интервенции на территорию южного соседа. Тогда туркам не дали развить свои наступательные планы до прямого военного вмешательства в сирийские дела прежде всего партнёры по НАТО.
Военная операция члена альянса поставила бы весь военный блок в крайне неоднозначную ситуацию опосредованного участия в конфликте.
Турции не позволили ввести войска в Сирию, вместо этого выставив на её южных рубежах противовоздушную «заслонку» под общим командованием НАТО.
В октябре 2012 года турецкий проект под условным названием “войти в Сирию” ограничился предоставлением Меджлиса страны местному правительству мандата на проведение в случае необходимости военных действий на сирийской территории. Через год данный мандат был продлён. Примерно в те же сроки, в ноябре 2013 года, было принято решение о продлении на год пребывания нескольких батарей «Patriot» в Турции.
Комплексы ПВО/ПРО были предоставлены Анкаре из состава ВС Германии, Нидерландов и США. Две нидерландские батареи были размещены в турецкой провинции Адана, две немецкие – в регионе Кахраманмараш, две американские поставлены на дежурство в Газиантепе. В этих условиях отвод батарей «Patriot» в места их постоянной дислокации на Европейском континенте ставит под вопрос намерение НАТО оказывать своему партнёру реальную помощь. В качестве причины свёртывания комплексов указывается достигнутое к началу третьей декады мая полное химическое разоружение сирийских властей, вследствие чего «Patriot» становятся не нужны в Турции.
В то же время стремление НАТО расширить зону присутствия на стыке Европы и Азии, усилившееся по промежуточным результатам украинского кризиса и ближневосточной турбулентности, не вызывает сомнений. В свете формируемых в брюссельской штаб-квартире альянса стратегий “сдерживания” и “блокирования” России элементы ПВО/ПРО на южных рубежах Турции, в непосредственной близости к границам с Ираном, выглядят весьма органично.
К чему в таком случае обыгрывание натовцами темы лишения Турции противовоздушного щита на одном из самых неоднозначных этапов отношений альянса со своими соседями?
Для американцев и европейцев Турция – крайне амбициозный партнёр. Анкара постоянно навязывает свои услуги “проводника интересов”, “медиатора в разрешении споров” или в ином подобном амплуа и затем требует для себя преференций. Зачастую дело доходит до абсурда, о чём в евроатлантических коридорах рассуждают с нескрываемым раздражением. К примеру, Турция затребовала натовскую защиту от эфемерной сирийской химической угрозы, но сама приложила руку к проникновению на территорию соседнего государства отравляющих веществ и их попаданию к антиасадовским группировкам.
У кого сейчас есть гарантия, что ливийский зарин, перед которым на турецкой территории был в своё время зажжён “зелёный свет” для его транспортировки в Сирию, теперь не гуляет по рукам боевиков того же “Исламского государства Ирака и Леванта”?!
После атаки ИГИЛ на Ирак в Вашингтоне и Брюсселе могли убедиться, что рассчитывать на стабилизирующие регион услуги Турции трудно. Курды обороняют Киркук, Иран взял под защиту шиитские святыни Ирака и направил ограниченный контингент для прикрытия Багдада. А что сделала Турция? Занималась провоцированием региональной нестабильности, заигрывая с группировками наподобие ИГИЛ?
Создаётся впечатление, что под влиянием украинского кризиса в Вашингтоне задумались над возможностью переориентировать внешнеполитическую энергию Турции с Ближнего Востока на Черноморско-Кавказский регион. При этом в Анкаре не могут не сознавать, что подталкивание Турции к более активной позиции на черноморско-кавказском направлении чревато конфликтом интересов с Россией.
На самом деле «Patriot» из Турции никто не убирает. Вынос вердикта по данному вопросу привязывается к проведению саммита НАТО в британском Уэльсе 4–5 сентября. Это произойдёт сразу после президентских выборов в Турции. Оставшееся до сентябрьского саммита НАТО время будет использовано евроатлантистами на то, чтобы убедить Анкару присоединиться к политике “сдерживания” России. От Турции ждут более ангажированной позиции по Украине, Крыму, натовской перспективе Грузии. Одновременно от неё потребуют воздержаться от резких шагов на Ближнем Востоке.
У западных партнёров Турции сохраняются рычаги воздействия на правительство Эрдогана. Последний идёт на выборы, результаты которых уже не кажутся предопределёнными, как это было ещё несколько месяцев назад. В конкуренты нынешнему премьеру на президентских выборах местная системная оппозиция выдвинула бывшего генерального секретаря Организации исламская конференция Экмеледдина Ихсаноглу.
По оценкам турецких комментаторов, выдвижение Ихсаноглу привело к шоку в лагере правящей Партии справедливости и развития. Там до последнего момента отказывались верить, что главные политические оппоненты сумеют объединиться на предвыборном этапе. Возможно, пробежавшая по рядам соратников Эрдогана неуверенность в политическом будущем своего лидера не в последнюю очередь определялась внешним фактором.
Ихсаноглу хорошо знают на Западе и Ближнем Востоке. В едином кандидате двух ведущих оппозиционных партий Турции (Народно-республиканская партия и Партия националистического движения) сходятся нити влияния Запада на внутриполитические процессы строптивого партнёра по НАТО. Вбрось сообщений о снятии с дежурства систем «Patriot», подталкивание Турции к лидерским позициям в Черноморско-Кавказском регионе, выдвижение турецкой оппозицией единого кандидата на предстоящих выборах укладываются в одну логическую цепь. Анкаре предлагается умерить активность на ближневосточном направлении. В противном случае Запад не исключает пересмотра своего отношения к нынешним турецким властям.

fondsk.ru

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/U7ZuA

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях