Конференция по изложению вердикта была организована четырьмя организациями-инициаторами Трибунала в сотрудничестве с политическими группами в Европарламенте: Прогрессивным альянсом социалистов и демократов, Европейскими объединенными левыми / Лево-зелёными Севера и Зелёными — Европейским свободным альянсом.
Группа в составе семи судей огласила вердикт: «Турецкое государство несет ответственность за нарушение права на самоопределение курдского народа, отрицание самобытности и существования курдского народа, за подавление его участия в политической, экономической и культурной жизни страны, которое интерпретировалось как угроза государственной власти Турции». Трибунал назвал нарушение права на самоопределение в качестве основной причины вооруженного конфликта между курдами и Турцией.
Аналогичным образом, Трибунал пришел к мнению, что «вооруженное противостояние между Турцией и курдами является не международным вооруженным конфликтом, и, следовательно, он попадает под юрисдикцию международного гуманитарного права. Трибунал раскритиковал неадекватную оценку, которой придерживается Турция, когда наделяет конфликт чертами терроризма, что позволяет ей регулировать конфликт в рамках антитеррористического законодательства.
Трибунал также признал «турецкое государство, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и командующего военными операциями против курдских городов между 1-м января 2015 года и 1-м января 2017 года, генерала Худути, виновными в совершении военных преступлений в течение этого периода.
Во время проведения слушаний в Трибунале было установлено, что президент Эрдоган несет ответственность за подстрекательство и легализацию несоразмерного и неизбирательного насилия в отношении как вооруженных курдских бойцов, так и гражданского населения, что выражалось в его неоднократном и неизбирательном определении курдов, проживающих в районах конфликта, а также избранных ими представителей, как «террористов».
Наконец, «Трибунал также признал Турцию виновной в государственных преступлениях, включающих целенаправленные убийства, внесудебные казни, насильственные исчезновения, совершенные различными отделениями сил безопасности и спецслужбами, как на территории Турции, так и за рубежом, и особенно во Франции».
Судьи обратились ко всем соответствующим международным инстанциям с просьбой уделить должное внимание вердикту и подтвердили, что в решении Трибунала содержатся «важные выводы и рекомендации, которые должны послужить направляющими принципами для всех соответствующих международных органов и учреждений».
Судьи также рекомендовали «незамедлительно возобновить мирные переговоры в духе доброй воли и провести общую амнистию, которая должна быть осуществлена в момент заключения мирного соглашения».
15-го и 16-го марта в Париже состоялось заседание Постоянного Народного Трибунала для рассмотрения дела, касающегося «предполагаемых нарушений норм международного права и международного гуманитарного права Турецкой Республикой и ее должностными лицами по отношению к курдскому народу и их организациям».
В течение двух дней судьи слушали десятки свидетельств о нарушении турецким государством политических, культурных, социальных и экономических прав курдов, проживающих на территории Турции.
Во время слушаний турецкое государство активизировало свои военные нападения на Африн. Трибунал не мог рассматривать события, произошедшие после заявленного периода (с 1 июня 2015 года по 31 января 2017 года), и, в частности, наступление, начатое в январе 2018 года турецкими вооруженными силами на анклав Африн в Сирии и курдскую область Рожаву.
Однако, учитывая серьезность агрессии, Народный Трибунал счел необходимым дать некоторые рекомендации. В частности, он потребовал от Турции «немедленно прекратить все военные операции, осуществляемые ее армией в Сирии, и расположить войска в пределах своих национальных границ».
«Турецкое наступление, начатое против анклава Африн и других районов Сирии, где проживает большинство курдского населения, является явным нарушением международного права, противоречащим принципу неприменения силы, закрепленному в пункте 4 статьи 2 Устава Организации Объединенных Наций, и представляет собой преступление агрессии в соответствии со статьей 5 Римского статута Международного уголовного суда.
Факты свидетельствуют о том, что военные операции против густонаселенных городов и регионов составляют военное преступление, согласно статье 8 пункту 2 Римского статута Международного уголовного суда, так же, как и убийства, пытки, массовое уничтожение имущества, неоправданные военные операции, депортация или насильственное переселение населения. Поэтому эти факты представляют собой серьезные нарушения Женевской конвенции от 12 августа 1949 года, особенно статьи 147 IV Конвенции, которую Турция обязалась исполнять».
Трибунал напомнил, что «Турция обязана расследовать и наказать ответственных, личности которых были установлены Постоянным Народным Трибуналом, за военные преступления, которые были совершены в Юго-Восточной Анатолии в период с 1-го июня 2015 года по 31-е января 2017 года».
Это основывается на конвенциональном обязательстве и относится к норме, общей для всех четырех статей Женевской конвенции от 12 августа 1949 года (статья 49 I статья 50 II, статья 129 III и статья 144 IV), которые предусматривают, что: «Каждая Договаривающаяся сторона обязана осуществлять поиск лиц, предположительно совершивших или отдавших приказ совершать такие серьезные нарушения, и приводить таких лиц, независимо от их гражданства, в свои суды».
Это обязательство было подтверждено в статье 85 первого дополнительного протокола, принятого в Женеве 8 января 1977 года, и распространено также на случаи не международных вооруженных конфликтов, как это предусмотрено в дополнительном протоколе II.
Постоянный Народный Трибунал осознает, что определение преступлений и наказание виновных в них не будет возможным, пока не будут восстановлены механизмы и гарантии верховенства права, прежде всего независимость судебной власти и свободы информации. В Турции после неудачного переворота июля 2016 года 4 279 магистратов (судей и прокуроров) были уволены, 3 000 из них находятся в предварительном заключении, сотни средств массовой информации были закрыты (радио, газеты и веб-сайты), и в настоящее время 150 журналистов задержаны, в то время как тысячи учителей были уволены со своих должностей в университетах и на всех уровнях в школах.
Эти события препятствуют осуществлению правового контроля злоупотреблений, совершаемых государственными служащими. Должный правовой контроль может быть осуществлен только в том случае, если будет обеспечена независимость судебной власти и если свобода и независимость средств массовой информации, которые оказывают влияние на общественное мнение, будут гарантированы.
Третья рекомендация гласит, что «Турция должна восстановить верховенство закона, освободить все еще задержанных магистратов и журналистов, восстановить в должностях учителей и магистратов (судей и прокуроров), которые подали в отставку с июля 2016 года, восстановить свободу прессы и информации, прекратить действие режима чрезвычайного положения и полностью осуществить положения Европейской конвенции о правах человека».
«Военные преступления и преступления против человечности, определенные Трибуналом, вытекают из отказа турецкого государства признать право курдского народа на самоопределение, что привело к запрету использования курдского языка в общественной жизни в течение многих лет, преследованию курдских политических партий и их лидеров, заключении в тюрьму курдских политиков и журналистов, чтобы обуздать курдские средства массовой информации. Такая серия дискриминационных мер привела к возникновению различных форм сопротивления, включая партизанские действия, проводимые Рабочей партией Курдистана, РПК.
Военные наступательные операции, начатые на юго-востоке Анатолии и распространенные на курдские регионы за границей Турции, оправдываются турецким правительством утверждениями, что они подавляют терроризм и защищают свою национальную, территориальную и политическую целостность. Однако безопасность государства не может быть обеспечена за счет отрицания самобытности народа, которому суждено жить с турецким народом в пределах одних границ. Напротив, только признав самобытность курдского народа, можно положить конец конфликту и длительному периоду конфликтов и страданий для обеих сторон.
Прекращение конфликта является единственным способом гарантировать безопасность. Следует отметить, что признание права курдского народа на самоопределение не подразумевает какой-либо формы отделения, поскольку принципы неприкосновенности границ и уважения территориальной целостности каждого государства не могут быть поставлены под сомнение, как подтвердил Хельсинский Заключительный акт от 1975 года. Поэтому признание самобытности и достоинства курдского народа и его права жить мирно с другими народами, населяющими территорию турецкого государства, является ключом к обеспечению безопасности, свободы, мира и справедливости для всех граждан Турции».
Четвертая рекомендация гласит, что «до немедленного провозглашения прекращения всех военных действий Турция должна возобновить переговоры, которые были прерваны 30-го октября 2014 года, в духе доброй воли для мирного урегулирования конфликта внутри страны и завершить их в разумные сроки».
«В ходе переговоров необходимо принять меры для снижения уровня враждебности между сторонами, в частности — освободить заключенных, повторно открыть газеты и другие средства массовой информации, восстановить местных парламентариев, отстраненных от занимаемых должностей. Задачей Трибунала не является указать конкретные решения, которые позволят курдскому народу осуществить свое право на самоопределение, в соответствии с потребностями совместного проживания и надлежащего управления в турецком государстве».
В последней рекомендации говорится, что «при заключении мирного соглашения должна быть осуществлена амнистия за преступления, совершенные всеми сторонами в ходе конфликта, и все еще задержанные политические заключенные должны быть освобождены».
В заключение отмечалось, что «трагедия, которая разрушает юго-восточную часть Анатолии и вызывает неисчислимые страдания курдского народа, не является результатом слепого рока, которого нельзя избежать. Это — результат прошлых ошибок и неосмысленной догмы национализма, которая в прошлом спровоцировала геноцид армян.
Турецкий и курдский народы могут избежать этой судьбы, полностью трансформировав эту политику и ликвидировав ее истоки. Там, где сегодня совершаются фатальные ритуалы враждебности и отрицания, завтра можно увидеть восстановление и процветание справедливости, дружбы и мира».