63-летний мастер пирографии (выжигание по дереву, — прим.) и рельефа из Мардина Гёкчен рассказал о своем искусстве: «Я не придаю значения прибыли, потому что люблю это искусство. Когда сюда приезжают студенты и гости, мы прекрасно проводим время. Во время дней музея и городских мероприятий я открываю всем желающим двери своей мастерской. В тот день мою мастерскую посетили около тысячи человек. Знаете, мы не должны заниматься искусством ради денег, но ввиду экономических условий нам иногда приходится идти на такое. После того, как я начал этим заниматься, несмотря на все свои финансовые проблемы, мне удалось отстоять свое искусство».
«Хочу рассказать о курдской культуре»
Гёкчен сказал: «В искусстве пирографии я пытаюсь рассказать о месопотамской и курдской культуре. По следам Ахуры Мазды, Шаха Марана, Зиае Фирата и Диджлы, Дервиша Авди и Адулы, шумеров, ассирийцев и мидян я создал более 200 работ. У меня есть много портретов. Кроме того я нарисовал изображения многих выдающихся курдов. Начиная с Айше Шан до Муллы Мустафы Барзани я изготовил на дереве изображения многих знаменитостей».
«Я нарисую любого, кто этого захочет, но не продам ему работу»
Мы обратили внимание, что в мастерской было много портретов известных курдов и когда спросили их цену, учитель ответил: «Как я могу продать эти портреты? С моей стороны это будет неуважительно как к искусству, так и этим именам. Это моя гордость. Можно ли продать свою гордость? Я нарисую любого, кто этого захочет, но не продам ему работу».
Гёкчен заявил, что более всего он сосредоточен на истории, и продолжил: «То, что делает меня тем, кем я являюсь, отражается в моем искусстве. Если я черпаю вдохновение из курдской истории, то показываю это в своих работах. Курды были ремесленниками, художниками и славились во многих областях. Я хочу показать свою курдскую идентичность, служа этим людям в искусстве и раскрывая фигуры, значимые для курдской истории».
«Мы должны заступиться за свою историю и искусство»
Гёкчен преподает на факультете изобразительного искусства и скульптуры в Университете Артуклу. В заключение он сказал: «Курдское искусство пирографии не должно исчезнуть. Чтобы этого не произошло, я готов ко всему, что возлагается на меня. Искусство связывает курдов с их будущим. Надеюсь, что наши лидеры позаботятся о истории и искусстве курдского народа».