Лейла КАСЫМ: «Я горжусь тем, что приношу себя в жертву ради освобождения Курдистана!»

Лейла КАСЫМ:  «Я горжусь тем, что приношу себя в жертву ради освобождения Курдистана!»

 

Молчание, послушание, скромность… Эти качества веками превозносились на Ближнем и Среднем Востоке

как лучшие качества черты добродетельной женщины.

Смиренная, робкая, безропотно повинующаяся мужчинам. Но какой ценой дается  это смирение. Женщина принадлежит семье, роду — как дом, поле, колодец…

Все это нужно знать, как знаем мы, чтобы по настоящему оценить женщин — героинь национально-освободительной борьбы. Двадцатый век стал, воистину, веком пробуждения женщин Востока. Из «сплошного мрака» своей приниженной, зависимой жизни они поднялись к осознанию ценности собственной личности и заложенных в ней возможностей и талантов.

И думаю, многие соотечественницы  согласятся со мною в том, что есть нечто символическое в звучании  имени Лейла Касым.

«Лейла» в переводе с арабского языка означает «ночь», «кромешная тьма». Но что значит быть женщиной в Ближневосточном регионе, как не жить в кромешной темноте?

И вот из этой «кромешной тьмы», наперекор всем обычаям, появилась Лейла. Быть может, ее достижения со  стороны не представляется чем – то особенным. Слишком рано обстоятельства преградили ей путь.
Может быть она действовала в другое время, сам не сознавала, что является первым: она всего лишь стремилась стать «безымянным солдатом» национально – освободительного движения. И, приняв в этой борьбе участие наравне с мужчинами, подало  пример нам, идущим за ней вслед.
Что побудило ее перешагнуть через женскую слабость и предрассудки отважиться на подвиг.

Лейла Касым родилась в 1952 году в Керкуке, и к моменту казни ей было немногим больше двадцати лет.

Отец Лейлы, Хасан Касым, был рабочим. Семья была не богатой, но дружной. Родители работали день и ночь, чтобы обеспечить всем необходимым своих пятерых детей: Сабиху, Салама, Сафу, Салыха и Лейлу. Все братья и сестры учились и помогали родителям.

В 1958 году Лейла поступила в начальную школу в г. Ханакине, которую через несколько лет с успехом закончила; потом она продолжила образование в лицее. Уже в школьном возрасте она проявляла большие способности и вела себя достаточно независимо.

После того, как брат Лейлы познакомил ее с деятельностью Демократической партии Курдистана в Ираке, она увлеклась ее идеями.
В 1970 году она вступила в  ДПК, самою авторитетную партию того времени, и начала вести работу среди студентов.
В то время ДПК не привлекала женщин к освободительной борьбе, не ставила целью добиться для них равноправия. Тысячи «безымянных» курдских женщин напрасно надеялись на то, что партия поможет им организоваться.

В 1971 году семья Лейлы переехала в Багдад. Окончив лицей, Лейла в 1971 году поступила на факультет социологии Багдадского педагогического университета,  готовилась стать педагогом. Ее жизнь только – только расцветала.

В 1972 году в Багдаде был создан «Союз студентов Курдистан», который сразу же был взят баасистами под контроль. Именно в эти годы усилилась национально – освободительная борьба курдов Ирака. Молодые люди стали уходить в горы, чтобы там вести агитацию в селах и проводить акции протеста.

Иракское правительство начало  этническую чистку в Багдаде. Были арестованы тысячи курдских студентов, представителей интеллигенции. С каждым днем политическое положение курдов ухудшалось.

28 апреля 1974 года Лейла и четыре ее товарища — Хасан Хата, Рашид Нариман Фуад, Азад Сулейман  Мран и Джавад Хамаванди — были арестованы и на всю страну объявлены террористами. В тюрьме их подвергли пыткам.
Представители иракских властей предложили Лейле написать президенту страны покаянное  письмо с извинениями.  Она должна была продемонстрировать свое раскаяние в том, что выступила в защиту прав курдского населения и т. п.

Лейла, плюнув в лицо требующим сделать это, ответила: «Если мне у кого и надо просить прощения, то только у своего народа — за то, что я сделала очень мало для него и для решения курдского вопроса».

Не желая, чтобы поведение арестованных послужило примером для других участников освободительного движения, правительство поспешило «убрать их со сцены». И, чтобы запугать курдский народ, суд приговорил четверых молодых людей к казни через повешение.
12 мая 1974 года приговор был приведен в исполнение.    

Палачи, дернувшие веревку, боялись взглянуть ей в глаза. Перед смертью Лейла сказала карателям: «Вы  убьете меня, но с моей смертью проснутся тысячи курдов. Я горжусь тем, что приношу себя в жертву ради освобождения Курдистана».
Поднимаясь на эшафот, она пела курдский национальный марш «Эй Ракиб».
После казни Лейлы ее брат Салам отправил фотографию Лейлы курдским студентам, учившимся в европейских вузах, и членам Союза студентов Курдистана. За это баасистские агенты убили его. Но друзья Салама и Лейлы все равно рассказали всему миру правду об этом преступлении иракского режима .
            

Суна  ПАРЛАК  
            

Газета «Свободный Курдистан» №5 (131)

 

 

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/OCyU9

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях