США с начала гражданской войны в Сирии активно поддерживали курдские вооруженные формирования – Сирийские демократические силы (СДС). Однако события последних дней показывают, что союзу курдского народа с Вашингтоном настал конец.
Одним из первых «яблок раздора» стала неоднозначная позиция Белого дома по вопросу действий иракской правительственной армии в городе Киркуке.
Напомним, что во второй половине октября, вооруженные натовским оружием, формирования Багдада провели операцию на севере страны. В результате был захвачен целый ряд военных объектов пешмерга, также курды утратили контроль в стратегически важном районе Фиш-Хабур – месте, где сходятся иракская, сирийская и турецкая границы.
Недавно же на конференции в Астане (Казахстан) представители американской делегации сенсационно заявили, что не видят каких-либо курдских территориальных образований на севере Сирии.
Попробуем разобраться в ситуации. Поддерживая ту или иную силу, США всегда руководствуются лишь своими финансовыми интересами. Не был исключением и сирийский конфликт. Так, в лице СДС Вашингтон видел дешевую рабочую и военную силу.
С одной стороны США планировали использовать вооруженные формирования курдов для борьбы с войсками Асада, а также сдерживания неподконтрольных боевиков ИГИЛ. С другой же курдский народ должен был направить своих людей на нефтяные месторождения Сирии. Все же дивиденды от добычи «черного золота», естественно, поступали бы в американский бюджет.
Однако ситуация стала развиваться совершенно иным образом. Еще в прошлом году сирийские курды четко обозначили границы компактного проживания своего народа на севере и северо-востоке страны.
СДС не планируют воевать против сирийского народа и захватывать Пальмиру и Дамаск, при этом и за свои права курды будут бороться, в том числе, с оружием в руках.
Правительственным же войскам, при поддержке русской авиации за 2017 год удалось добиться существенных успехов. На данный момент от террористов освобождена большая часть арабской республики, все крупнейшие города, федеральные трассы и нефтепроводы контролируются войсками Башара Асада.
Американцы, в свою очередь, могут похвастаться лишь освобождение сравнительно небольшого города Ракка, который хоть и назван неформальной столицей ИГИЛ, но по факту всегда был лишь небольшим провинциальным городом. Единственный же опорный пункт, который за собой сохраняет Вашингтон – это пятидесяти километровая территория вокруг базы Эт-Танф.
Бесспорно, в западных СМИ неоднократно публиковалась информация о занятии спецназом США и силами СДС Аль-Омара и целого ряда других нефтяных полей в районе города Дейр-эз-Зора. Однако экономическую выгоду Вашингтону эти успехи принести не в состоянии, ведь транспортировка добытой нефти будет возможна лишь через подконтрольные Дамаску территории…
Здесь же стоит уточнить еще один немаловажный нюанс. Дальнейшая активная поддержка СДС, а также лоббирование интересов создания курдской автономии неизбежно поставили бы крест на идеи нормализации отношений Белого дома и Анкары, а также вызвало бы негативную реакцию в Багдаде.
Характерно, что в сложившейся ситуации власти Дамаска, напротив, обозначили свое стремление пойти на компромисс.
Ранее уже сообщалось о сенсационном выступлении президента Асада, в котором лидер партии Баас сообщил о готовности принятия любых решений для национального примирения в Сирии, вплоть до изменения Конституции.
Сегодня же стало известно о начале переговоров между руководством СДС и сирийским генералитетом в населенном пункте Камышло в провинции Хасеке. Итоги переговоров не разглашаются, однако стоит предположить, что кроме темы борьбы с ИГИЛ сторонами затрагивался и вопрос послевоенного устройства Сирийской Арабской Республики.
Что ж, намечавшаяся тенденция начала конструктивного диалога между всеми участниками конфликта, а также готовность Дамаска и лидеров СДС идти на компромиссы свидетельствуют лишь об одном: процесс национального примирения сирийского народа действительно запущен и, возможно, уже в самое ближайшее время гражданская война в Сирии, наконец-то будет окончена…
Рияд Фарид Хиджаб, журналист Алеппо(Сирия)