10 августа 1920 года во французском Севре был подписан одноименный мирный договор, ознаменовавший окончание Первой мировой войны и раздел арабских и европейских территорий Османской империи странами Европы. Текст договора также предусматривал создание независимого Курдистана.
Независимый Курдистан согласно Севрскому мирному договору
Однако Великое национальное собрание Турции — законодательный орган во главе с Кемалем Ататюрком — отказалось ратифицировать договор, выступая против расчленения Турции, и начало революционную борьбу за собственную независимость. Результатом этой борьбы стала ратификация на Лозаннской конференции 1923 года одноименного мирного договора, в тексте которого не было ни слова о создании независимого Курдистана. С тех пор курды с переменным успехом ведут борьбу за создание собственного государства.
Курды — одно из самых древних и крупных национальных меньшинств арабского мира после арабов, персов и тюрок. Их количество оценивают в пределах 30-35 миллионов человек. В результате распада Османской империи курдское население оказалось на территории четырех государств: Турции, Сирии, Ирана и Ирака, в каждом из которых курды являются самым многочисленным национальным меньшинством. Эта территориальная, политическая и этническая особенность курдского вопроса позволяет расценивать его как эффективный геополитический инструмент для дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке.
На сегодняшний день ситуация с курдами представляет следующую картину.
Многолетнее преследование и ущемление прав курдов в Турции базируется на националистической идеологии, проводимой создателем Турецкого государства Кемалем Ататюрком. Согласно этому положению турецкий национализм предполагает существование единой нации, языка, истории и культуры. В рамках этой концепции гражданство отождествляется с этнической принадлежностью, поэтому все национальные меньшинства, в том числе и курды (а это более 20% населения Турции) были объявлены турками. Курдский язык, история и культура соответственно были запрещены, а сами курды попали под масштабные репрессии.
Европейский Союз выступает за политический диалог турецких властей и курдов, угрожая Турции отказом в евроинтеграции, которая начала этот процесс в 1963 году. Турция также выступает за перемирие с курдским меньшинством, однако, на деле турецкие ВВС бомбят поселения курдов на юге-востоке Турции и в Сирии, прикрываясь борьбой с Исламским Государством (ИГ). Стоит полагать, что вступление в Европейский Союз для Турции — всего лишь инструмент реализации своих целей, разменная монета в их геополитической стратегии.
Гражданская война в Сирии вынуждает огромное количество курдов мигрировать на территорию Турции и в Европейский Союз. При этом шаткие межгосударственные границы позволяют перебрасывать из Сирии в Турцию оружие для радикальных курдов, которые борются с турецкими властями.
В Ираке после падения режима Саддама Хусейна иракским курдам предоставили широкую автономию, а новая конституция страны прямо указывает, что президентом Ирака может быть только этнический курд. Иракские курды активно поддерживают своих собратьев в Сирии, а те в свою очередь турецких курдов.
Курдские территории в Иране граничат с территорией Ирака, Турции и Западного (Иранского) Азербайджана, который именуют частью Иранского Курдистана. В Иране проживает около 5 миллионов курдов, что составляет 7% населения страны. Основная угроза для иранского правительства исходит со стороны Иракского Курдистана, где базируются такие террористические объединения как «Партия свободной жизни» (PJAK), финансируемая третьей стороной в своих интересах, например Израилем. Об этом факте неоднократно сообщала иранская разведка.
Таким образом, курдский вопрос затрагивает целый регион Ближнего Востока и имеет долгую, противоречивую историю. Особую роль в решении курдского вопроса играет США, которые с 2003 года разрабатывают и проводят концепцию «Большого Ближнего Востока». По сути, США инициировали новый этап раздела сфер влияния на Ближнем Востоке со времен подписания секретного соглашения 1916 года Сайкс-Пико, и раздел сфер влияния начался в 2003 году с «экспорта демократии» в Ирак, а позже — в Ливию.
Решение России о военно-экономическом сотрудничестве с режимом Башара Асада в Сирии означает то, что Россия вступает в большую геопоилитическую игру и противостоит концепции «Большого Ближнего Востока», проводимой США и террористическими группировками, представленными сирийской оппозицией и Исламским Государством.
Также очевидно, что решить прямо курдскую проблему не получится по причине слишком сложного геополитического, исторического и этнокультурного фона, однако возможен политический диалог и инициация процесса федерализации курдских регионов в составе указанных государств. Кроме того, в перспективе возможно проведение в жизнь новой надгосударственной политической структуры, о которой заявляют сами курды.
Решение курдской проблемы требует своего политического решения и главный вопрос лишь в том, кто возглавит это движение по урегулированию конфликта и сможет найти себе союзников в лице как курдского политического истеблишмента и населения, так и государств Ближнего Востока.
Евгений Просвирин