Открытая дискуссия в рамках двухдневной 5-й курдской конференции в Европейском парламенте состоялась в среду под названием «Турция как государство, лишенное верховенства закона».
Правозащитник Акин Бирдал, сопредседатель стамбульского отделения Ассоциации по правам человека (АПЧ) Гюльсерен Йолери, сопредседатель АПЧ Озтурк Туркдоган, адвокат Оджалана Ибрагим Билмез, генеральный секретарь Европейской ассоциации адвокатов за демократию и права человека Томас Шмидт и генеральный секретарь Постоянного народного суда Джанни Тоньони выступили в первой дискуссионной секции.
Модератор сессии правозащитник Акин Бирдал отметил состояние прав человека в Турции и мире. «Курдский вопрос был проблемой, которая могла быть решена локально, — сказал Бирдал, — но отсутствие решения превратило его в региональную проблему, которая превратилась в международную проблему. И чем более долгое время она находится в нерешенном состоянии, тем более трудным будет её решение”.
Бирдал привел примеры нарушений прав человека во всем мире и сказал: “Мир потерял равновесие“. Бирдал добавил, что Турция превратилась в тюрьму и что в турецких тюрьмах находятся в общей сложности 264 000 арестованных и осужденных.
Сопредседатель стамбульского отделения АПЧ Гульсерен Йолери рассказала о нарушениях прав человека в Турции. «В Турции всегда были пытки, но в последние годы они достигли нового уровня, — сказала она. — Мы слышали рассказы, из которых следует, что, похоже, они сохранили классические инструменты пыток из 80-х годов, и теперь они снова их используют».
Йолери заявила, что все в Турции подвержены риску подвергнуться пыткам, рассказала об убийствах женщин, о том, что имеет место серьезный рост числа убийств, и что политика правительства играет определенную роль в этом росте. Йолери добавила, что в Турции работает два миллиона детей, большинство из которых делают это нелегально. Йолери сказала, что 53% этих несовершеннолетних не имеют доступа к образованию, в то время как Турция находится в самом низу списка стран Европы по уровню детской бедности.
По ее мнению, существуют вопросы детских браков и содержания детей в тюрьмах. Напомнив о реакции правительства на постановление ЕСПЧ по Демирташу, она сказала: “В Турции существует серьезный недостаток конституционализма». Йолери сказала, что Турция вышла за рамки законов в таких вопросах, как незаконные аресты, запрет на субботние демонстрации матерей, давление на свободу выражения мнений и свободу прессы, арест журналистов и длительное время содержания под стражей.
Третьим спикером стал сопредседатель АПЧ Озтурк Туркдоган, который начал свое выступление со слов: «Сопротивление тирании — это всегда правильно». Туркдоган сказал, что тюрьмы в Турции рассчитаны на 211 000 заключённых, а в настоящее время в них содержится 260 000 человек, в результате чего в нескольких тюрьмах заключенные ждут своей очереди, чтобы спать. Туркдоган также указал на количество условно-досрочно освобожденных, которые находятся под постоянным риском возвращения в тюрьму. В общей сложности 800 000 человек ограничены в своих свободах: “Это показывает, что там действует режим с высокой степенью авторитарности”.
Туркдоган также сказал, что изоляция, подобная той, что применена к Абдулле Оджалану в Имрали, распространилась по всей Турции, но действия против Оджалана выходят за рамки просто изоляции. Туркдоган рассказал о тюрьмах типа Ф: “Турция не соблюдает собственные законы. Суды просто наблюдают за происходящим. В стране больше не действует верховенство закона, это то, что мы подразумеваем под отсутствием Конституции. Если страна не соблюдает свои законы, то там действует произвол. Права человека превращены в инструмент”.
Туркдоган упомянул голодовку заключенной в тюрьму члена Демократической партии народов (ДПН) Лейлы Гувен в знак протеста против изоляции, навязанной лидеру курдского народа Абдулле Оджалану: «На самом деле, нечего сказать в ситуации, когда член парламента объявляет голодовку, потому что страна не соблюдает свои собственные законы”.
Туркдоган задал вопрос, почему Комитет по предупреждению пыток (КПП) не посещает Имрали: “Мы должны сосредоточиться на наиболее важных задачах. Я не верю, что проблемы других тюрем могут быть решены, если проблема Имрали не будет решена в первую очередь“.
Адвокат Оджалана Ибрагим Билмез из юридической фирмы «Асрин» рассказал об ухудшении ситуации в Имрали: “Турция — это больше не государство, где имеет место верховенство закона, оно вообще больше не имеет законов. Все происходящие события связаны с подходом, который применяется по отношению к Оджалану. Захват Оджалана и суд над ним не были справедливыми и законными. Сейчас в Имрали все стало хуже, Оджалану не разрешают встречаться ни с кем в течение многих лет. В Имрали существует абсолютная изоляция, и у нас нет каналов для общения с клиентом. Европейские институты должны быть смелее, если есть критика Турции, то она должна быть своевременной. В противном случае, после того, как ПСР и ее лидер закончат строить систему, которую они хотят построить, уже не будет иметь значения, какие слова будут произноситься”.
Генеральный секретарь Европейской ассоциации адвокатов за демократию и права человека Томас Шмидт заявил, что они хотят послать серьезный сигнал Турции и Европейскому Союзу. Указывая на решение Европейского суда по РПК, он спросил: «Почему ЕС не принимает это решение во внимание?» Шмидт привел примеры многих правовых нарушений в Турции.
Генеральный секретарь Постоянного народного суда (ПНС) Джанни Тогнони рассказал о том, как работает ПНС. Тогнони назвал Эрдогана диктатором и подчеркнул, что автономия курдов должна быть признана: «Турция стала геополитической проблемой для Европы. Но никто не поднимает вопрос относительно того, что там происходит”.