Президент США Дональд Трамп заявил: «Наши цели в рамках военной кампании сводились исключительно к борьбе с ИГИЛ*. Сейчас данная группировка разгромлена». Подобные заявления делаются им не впервые. С самого начала американского военного присутствия в Сирии декларировалось, что своей целью оно имеет борьбу с боевиками так называемого «халифата». Помимо этого, отмечалось, что оно также направлено на содействие усилиям по составлению новой сирийской конституции и достижению политического урегулирования конфликта в этой стране в соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН 2254. По сути, Трамп лишь повторяет то, о чём говорилось ранее. Утверждается, что будет осуществлён вывод с сирийской территории американских служащих, в том числе и военных, в течение 60-100 дней. Никто не знает, будет ли это решение реализовано на практике или нет, принимая во внимание продолжающуюся кампанию по борьбе с ИГИЛ. Тем не менее, жители региона должны быть готовы к любому варианту.
Утверждение Трампа о разгроме «халифата» далеко от истины. Напротив, лидеры ИГИЛ выжидали подобного момента для того, чтобы восстановить свои силы. Слова президента США могут придать террористам новый импульс, и не только дать им возможность оправиться от ударов, но и вернуть под свой контроль оставленные ранее территории. Согласно ошибочному представлению, ИГИЛ является внешней по отношению к Сирии силой. Однако такая точка зрения не соответствует действительности. «Халифат» возник благодаря стараниям таких государств, как Турция, на стыке границ Сирии, Ирака и Иордании. Члены семей боевиков являются местными жителями. Многие местные населённые пункты стали источниками живой силы для ИГИЛ, поскольку их лидеры считали, что с помощью данной группировки они смогут отстаивать свои интересы. Это значит, что окончательное уничтожение остатков «халифата» растянется на десятки лет.
Вывод американских войск из Сирии изменит баланс сил как в самой стране, так и за её пределами, на всём Ближнем Востоке. Иными словами, Вашингтон коренным образом пересматривает свою внешнюю политику. Подобные изменения в регионе означают его фактическую сдачу России и Ирану. Турция, которая считается одной из участниц грядущего передела Ближнего Востока, не имеет никакого влияния на Москву и Тегеран. Напротив, оккупация части сирийских территорий турецкими войсками соответствует интересам России, поскольку это позволяет ей оказывать необходимое давление на Иран и держать его под контролем.
Российское и иранское руководство долго ожидало объявления о выводе войск США из Сирии. Этот шаг противоречит интересам Америки, равно как и интересам самих сирийцев. Но он, похоже, отвечает замыслам Дональда Трампа, поскольку позволяет отвлечь внимание на внутриполитической арене и вывести его из-под шквала нападок. Тем самым, американская политическая борьба вновь оказывает влияние на ситуацию на фронтах в Сирии. Американский лидер использовал озвученные Турцией угрозы для укрепления собственных позиций в глазах политических сил, жаждущих разгрома террористов ИГИЛ.
Судя по последним публикациям в СМИ, никто, кроме Трампа, не согласен с правильностью решения о выводе американских войск из Сирии. И арабские страны, и Израиль, и сирийский народ считают этот шаг ошибочным. Столь же ясным представляется и то, что решение президента США о завершении присутствия в Сирии идёт вразрез с интересами европейских государств.
Ни для кого не секрет, кто рассматривает вывод сил коалиции против ИГИЛ из Сирии как благоприятный для себя исход. В первую очередь, это касается России, которая всегда выступала против американского военного присутствия на территории этой ближневосточной страны, рассматривая его как угрозу своим национальным интересам. Другой стороной, выигрывающей от решения Трампа, является Турция. Авторитарный режим Эрдогана также считает, что пребывание американских войск в Сирии не соответствует интересам Анкары. Поэтому турецкие власти, в своё время оказывавшие всяческую поддержку ИГИЛ, приложили все усилия ради того, чтобы добиться ухода американцев и воспрепятствовать окончательному разгрому «халифата». Наконец, Иран также считал необходимым вывод контингента ВС США из региона. Таким образом, действия Трампа объективным образом поспособствовали достижению целей указанных трёх стран.
Если США вступят в новый сговор с фашистским турецким режимом, это существенно изменит ситуацию в Сирии. В таком случае, Россия и Иран будут уже не готовы мириться с экспансионистскими амбициями Эрдогана. Хотя вывод американских войск из Сирии и соответствует пожеланиям Москвы и Тегерана, это вовсе не значит, что они готовы терпеть вместо них союзника Вашингтона по НАТО Турцию.
Решение Трампа о прекращении военного присутствия в Сирии одновременно означает не только провал американской внешней политики на Ближнем Востоке, но и чувствительное поражение на глобальной арене.
Встаёт также и другой вопрос: может ли одна Россия контролировать процессы, протекающие в рамках сирийского конфликта? По моему мнению, если США покинут Сирию в сжатые сроки, то российское руководство будет не в состоянии справиться с резким изменением положения дел, что в настоящее время пойдёт Москве только во вред.
В таком случае, что должны предпринять народы северо-восточной Сирии?
Во-первых, народы северо-восточных районов Сирии с первого дня революции вели борьбу против ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и других экстремистских формирований, пытавшихся сломить их волю.
Во-вторых, борьба жителей сирийского северо-востока началась без какой-либо помощи извне. Внешняя поддержка не является стержнем сопротивления, борьба будет продолжаться и без неё.
В-третьих, северо-восток Сирии столкнулся с угрозами со стороны фашистского диктатора Эрдогана. Точно так же, как народы региона боролись против ИГИЛ, они будут сопротивляться и агрессии со стороны Турции.
В-четвёртых, если Анкара перейдёт от слов к делу и приступит к реализации своих угроз, народы северо-востока смогут заключить новые соглашения с другими сторонами конфликта – все двери перед ними открыты.
*- террористическая организация, запрещенная на территории РФ