Теперь уже хорошо видно, что договорённости в Сочи относительно Идлиба между президентами Турции и России нуждаются в изменениях, исходя из меняющейся в регионе ситуации и происходящих вокруг этого событий, особенно, после того, как Хайят Тахрир аш-Шам (в прошлом Джабхат ан-Нусра*) взяла под свой контроль большинство регионов Идлиба. Кроме того, обе стороны сегодня не ждут окончания этого процесса, они не доверяют друг другу, и каждый ждёт от другого какого-нибудь нарушения, чтобы резко начать действовать в соответствии со своими интересами.
И всё же понятно, что Турция проиграла, осуществляя договорённости на практике. Она оказалась под тяжёлым грузом неорганизованных вооружённых группировок, брошенная всеми. Сегодня уже она нуждается в уничтожении этих группировок или в направлении их на фронты против Сил демократической Сирии (СДС), но там и там она постарается организовать столкновения. У Турции на этот счёт нет чёткого, определённого плана, лишь желание использовать некоторые события и изменения ситуации в своих интересах, особенно, после прошедших региональных и международных встреч и диалогов, где обсуждались способы урегулирования сирийского кризиса после вывода американских сил.
Ответственным тяжёлым экзаменом перед Сочи стала наблюдавшаяся в последнее время активность Хайят Тахрир аш-Шам (ХТШ), взявшей под свой контроль весь Идлиб и западные окрестности Халяба, северные и западные районы этого региона до самой Хамы и до регионов, расположившихся на побережье Средиземного моря. По сочинским договорённостям было важно, чтобы Турция распустила эту организацию, а дальше предполагались следующие шаги — открытие международных магистралей, установление мира.
Однако произошло то, что группировки, зарекомендовавшие себя не с лучшей стороны, распространились по всему региону, что позволило Турции думать о росте влияния на них ан-Нусры и укреплении её контроля над территориями. Таким образом, роль Турции в последующих событиях и её точка зрения поставили много вопросов. Особенно, когда месяц назад между спецслужбами Турции и командирами некоторых вооружённых группировок, в числе которых была и ХТШ, произошла встреча, на которой до боевиков было доведено желание Эрдогана объединить все группировки в одну организацию. Предполагалось, что это должны сделать Аль-Джабха Аль-Ватания, Аль-Джейш Аль-Ватани Ас-Сури и Хайят Тахрир аш-Шам. Но ХТШ не пошла на соглашение и, для начала, атаковала группировку Аль-Зенки, которая является второй силой в войнах Анкары. Несмотря на призывы Аль-Зенки, другие группировки не отозвались на них.
Судя по происходящим событиям, ясно, что рука спецслужб Турции в распространении Аль-Джабха Аль-Ватания, состоящей из Ахрар аш-Шам и Зенки, несомненно, задействована, но теперь она попытается разъединить их и вынудить присоединиться к Аль-Джейш Аль-Ватани Ас-Сури (Национальная армия Сирии), являющейся главной опорой Турции в регионе. Поэтому никакой поддержки боевикам оказано не было, их направили в сторону Африна. Около четырех тысяч боевиков и их семей добрались до районов Бильбиле и Раджо. Турция пытается расселить в Африне и близлежащих регионах как можно большее количество боевиков для последующей борьбы с СДС. Сейчас Турция хочет отделить оккупированные регионы от общей территории (особенно, Африн), чтобы образовать в них новые власти, срочно провести демократические преобразования с помощью Катара, выделившего огромные деньги для постройки тысяч домов в Африне и расселения в них боевиков и их семей. ХТШ уничтожила группы боевиков, ранее не пожелавших присоединиться к ним, и взяла все пограничные КПП и международные магистрали под свой контроль.
Вновь сложившаяся ситуация показывает, что такое положение дел пока устраивает Россию и режим Сирии, имевших ранее опыт соприкосновения с ХТШ. Они сейчас завязаны на востоке Евфрата, где находятся большие региональные и международные силы. Россия всё ещё пытается давить на Америку через Турцию, чтобы та оставила свои проекты по Сирии и повлияет на СДС и Совет демократической Сирии принять условия режима Сирии, что вернёт ситуацию в прежнее русло, то есть, как было до 2011 года.
После того, как ХТШ взяла Идлиб под свой контроль, ведущим стал вопрос: начнётся ли в ближайшее время военная операция? И – пойдёт ли Турция на военную операцию против ХТШ?
В начале августа 2017 года боевики ХТШ начали бои с боевиками Ахрар аш-Шам в Идлибе и забрали под свой контроль многие важные стратегически территории и районы, пограничные с Турцией КПП. Тогда посланник Америки в Сирии Майкл Ратни сказал, что они будут вести войну с членами и командованием ХТШ, подтвердив, что, если ХТШ возьмёт Идлиб под свой контроль, международным силам будет очень трудно согласиться на то, чтобы отказаться от военного решения в урегулировании ситуации в этом регионе.
Сегодня, через полтора года, ХТШ вновь возвращает актуальность этой теме, открывая дорогу России, Сирии и Ирану к проведению военной операции в Идлибе. И здесь вопрос будет не в том, что кто-то воспротивится проведению такой операции, а в том, что Россия одна, без такой коалиции, как та, что воюет с ИГИЛ*, не сможет довести операцию до конца. Или ей надо будет договориться с Америкой. Стало понятно, что с Турцией бороться с ХТШ невозможно, значит, перед Россией есть один, наиболее краткий путь добиться зачистки от террористов территорий к западу от Евфрата, — это объединить усилия с региональными и международными силами. Без сомнений, это не может быть Турция, сама создавшая эти группировки и с их помощью разделившая регион, изменив его демографию. Сейчас Турция собирает эти силы у границы, чтобы вновь использовать их и оккупировать некоторые сирийские регионы, пресекая любые попытки анализировать военное присутствие Турции в Сирии, как и работу её спецслужб на этих территориях. Кроме того, ей бы очень не хотелось, чтобы группировки, созданные ею, были уничтожены на её глазах, как ИГИЛ.
И, наряду с этим, Россия преподносит сюрпризы. Четыре месяца назад все ожидали, что в Идлибе начнётся война. Иран и Сирия большую часть своих сил подвели к предполагаемому фронту. Россия договорилась с Турцией в Сочи. Россия может вновь связать с Турцией свои проекты и развернуть её на запад Идлиба и северные окрестности Халяба, а сама решит вопрос военным путём. Тему восточного берега Евфрата Россия оставит режиму Сирии и СДС, которую они могли бы урегулировать на обоюдных встречах. Сама же будет наблюдать за процессом издалека до тех пор, пока прояснится тема вывода американских сил.
Россия вынуждена сделать так, чтобы темы восточного Евфрата и Идлиба были разделены, чтобы завуалировать её взгляд на ложь турок до того, как Турция в очередной раз, используя новые способы, углубит и распространит террор в регионе.
* — террористическая организация, запрещенная на территории РФ