Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган проведет в Диярбакыре переговоры с главой иракского Курдистана Масудом Барзани. Это не первая встреча двух политиков.
Накануне на заседании правящей партии «Справедливость и развитие» в парламенте Турции Эрдоган, касаясь встречи в Диярбакыре, заявил: «Мы хотим, чтобы послания по отношению к единству нашей страны, которые там прозвучат, получили новую силу». А в интерпретации газеты Todays Zaman, на совместной пресс-конференции в Анкаре с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, глава турецкого правительства специально подчеркнул, что «переговоры в Диарбакыре станут для нас периодом исторического значения». С чем связана столь возвышенная риторика Анкары?
Прежде всего, бросается в глаза следующее обстоятельство. Если судить по заявленной переговорной повестке в Диарбакыре — процесс урегулирования курдской проблемы в Турции, деятельность курдской Партии демократического союза Сирии (ПДС), энергетическое сотрудничество, достижение договоренности об открытии новых КПП на турецко-иракской границе — может показаться, что переговоры будут идти между двумя равноправными субъектами международного права. Масуд Барзани, конечно, политическая фигура на Ближнем Востоке известная и влиятельная. Но он является лидером всего лишь одного из регионов Ирака, а не главой признанного независимого государства. Неслучайно премьер-министр Ирака Нури аль-Малики обвинял Турцию «во вмешательстве во внутренние дела страны», а когда Анкара в обход Багдада стала развивать с Эрбилем энергетическое сотрудничество, свое беспокойство высказал и Вашингтон. Государственный секретарь США Джон Керри призвал Барзани не заключать самостоятельные энергетические сделки с Турцией, предполагая, что «отдельные усилия подорвут единство страны».
В свою очередь Турция чуть не на официальном уровне объясняла свои действия стремлением нейтрализовать Эрбиль с целью решить проблему со «своими» курдами и вывести из «игры» Рабочую партию Курдистана», а также обеспечить контроль над действиями сирийских курдов. Как сообщала в этой связи газета Todays Zaman, «Турция хотела бы использовать влияние Барзани на сирийских курдов, дабы оттеснить ПДС, являющуюся филиалом РРК в Сирии, и обрести влияние на сирийских курдов в постасадовской Сирии». При этом, как считает уже другая турецкая газета Yeni Safak, ставка делалась на то, что «Барзани возьмет под свой контроль сразу два блока — Курдский национальный совет и ПДС — и приведет их к согласию с национальным советом сирийской оппозиции в период после Асада». Для такой версии существовали основания: ранее были достигнуты договоренности по основным вопросам между Курдским национальным советом и ПДС, в результате чего было объявлено о создании «Высшего курдского совета», наделенного полномочиями представлять сирийских курдов, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, Анкаре стало казаться, что ей удалось «растворить» в общем курдском движении ПДС, вывести на первые позиции Барзани, с которым она вступила в союз. Что же в итоге?
Сирийские курды дали согласие войти в руководство Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС ) и в этом составе принять участие в мирной конференции по Сирии «Женева-2». Турецкая дипломатия расценила эту акцию как «победу». В то же время многие западные эксперты предупреждали лидеров сирийской оппозиции о том, чтобы они не шли по пути формирования на территории Турции так называемого временного правительства для управления находящимися под контролем боевиков частями Сирии, поскольку «это может повредить мирному процессу в стране и срыву мирной конференции «Женева-2». Но когда с молчаливого согласия Турции временное правительство этой части Сирии стало фактом, сирийские курдские организации объявили о создании своей администрации на севере и северо-востоке страны. Согласно западным СМИ, образованный сирийскими курдами Комитет автономного правительства с административным центром Камышлы состоит из 75 человек. В течение 40 дней он выберет Комитет по разработке Конституции, проведет выборы в парламент автономии. Более того, вооруженные отряды курдов перестали вести боевые действия против правительственных сил, стали оказывать активное сопротивление Сирийской свободной армии.
В ответ Национальная коалиция Сирии обвинила ПДС « в сепаратизме, поддержке режима Башара Асада в ущерб революции». В свою очередь министр иностранных дел Турции Давутоглу в интервью телеканалу NTV выступил с призывом: «Мы просим сирийских курдов не проводить фактических действий по формированию правительства автономии, которые могут разделить Сирию». При этом он также обвинил ПДС в том, что она «не держит своих обещаний».
Так что к моменту встречи в Диарбакыре Эрдогана и Барзани сформирована новая многоплановая повестка. Прежде всего, встает вопрос о представительстве сирийских курдов на «Женеве-2». Тем более, что так называемое временное правительство Сирии, созданное сирийской оппозицией, не имеет юридической легитимности. В то время как сирийские курды к моменту начала работы «Женева-2» могут успеть провести на подконтрольной территории необходимые демократические процедуры. Эти действия, как считает газета Zaman, создают «для Турции новую ситуацию, которая тесно связана с процессом демократизации и политическим решением курдского вопроса в стране».
Анкару разводят на два фронта — иракский и сирийский. На севере Сирии создается управленческая структура типа уже существующей в Иракском Курдистане. Это означает, что Барзани выводится из-под давления Турции, локализуя его влияние только на Эрбиль, поскольку ПДС сама превращается в сильного игрока, с которым Турции — да и не только ей — необходимо будет считаться на политическом уровне. В то же время это — не трещина во взаимоотношениях между различными курдскими партиями и движениями. Это — тактика общего курдского движения, которая ориентируется на упреждение событий, а не идет в хвосте бурных процессов на Ближнем Востоке. В дальнейшем нельзя исключать, что региональное правительство Курдистана в Северном Ираке и такое же правительств на севере Сирии вступят в новый стратегический альянс, чтобы заставить Анкару также двигаться по пути автономизации. Конечно, такая ситуация является предметом серьезного беспокойства для правительства Эрдогана. Проводя демократические преобразования в стране, он предоставление « своим» курдам автономии относит к отдаленной перспективе. Теперь же сценарий действий сирийских курдов может изменить и тактику действий как курдских политических сил в Турции. По словам Zaman, вряд ли теперь Эрдогану удастся упредить такой сценарий « при помощи сильной риторики».
Если Анкара, растратив дипломатический ресурс, выберет сценарий трансграничных военных действий на территории Сирии и на территории Иракского Курдистана- а вероятность такого поворота событий нельзя исключать – на Ближнем Востоке все пойдет вразнос. Неслучайно недавно парламент Турции продлил годовой мандат на проведение военных операций и отправку солдат на север Ирака — «в случае необходимости».
Станислав Тарасов