Авиаудары, наносимые турецкими ВВС, вызывают большое беспокойство у курдов.
Небольшая курдская деревня Ширван на севере Ирака. В живописном месте, откуда уже виднеется турецкая граница, может возникнуть ощущение, что здесь пока еще все хорошо. Однако всю последнюю неделю местных жителей не покидает страх, что именно они могут стать следующей мишенью турецких ВВС.
В настоящее время турецкая авиация наносит удары не только по позициям боевиков «Исламского государства» вдоль сирийско-турецкой границы, но и на территории Ирака. Регион Мергасур, в котором находится и деревня Ширван, стал ее второй целью. «По всей видимости, они хотят помешать РПК контролировать непрерывную полосу вдоль турецкой границы», — размышляет староста Дикри. Поэтому жители деревни, естественно, опасаются, что их дома вновь будут разрушены.
В ходе военной кампании в конце 1980-х годов по приказу иракского диктатора Саддама Хусейна в приграничном регионе сравняли с землей в общей сложности 4000 курдских деревни. С большим трудом и благодаря иностранной помощи жилье было вновь восстановлено. «А теперь вот турки», — вздыхает Дикри. И то, что военная операция Турции направлена против РПК, а не против иракских курдов, нисколько его не утешает.
Бомбардировки обретают новое значение
Два года назад случился поворотный момент в конфликте между Анкарой и РПК: в рамках установленного перемирия 2 тысячи боевиков РПК должны были покинуть Турцию и переехать в регион горного хребта Кандиль, но при условии, что они полностью прекратят деятельность против турецкого правительства и сложат оружие. Сегодня турецкие истребители вновь сбрасывают бомбы на лагеря РПК в Ираке, а это значит, что мирный процесс можно считать официально завершенным.
Когда в ходе продвижения ИГ летом 2014 года РПК во многом помогла освободить захваченных в Синджаре езидов, а также успешно способствовала освобождению города Кобане, повстанцы посчитали, что уже реабилитировали себя. И на самом деле в Европе начался процесс переосмысления — звучали мнения, что РПК нужно вычеркнуть из списка террористов, особенно на фоне того, что такие страны, как Германия, поставляют курдам оружие для борьбы с боевиками ИГ.