Несколько месяцев мир следил за боями между ИГ и курдами в Кобане. Но восстановление разрушенного города после победы над джихадистами идет слишком медленно, считают его жители.
Для встречи с корреспондентом « DW» Идрис Насан Алирахим приехал в центр Берлина. Здесь, в нескольких шагах от дорогих бутиков и стеклянных фасадов правительственного квартала, политик из сирийского города Кобане тихим голосом рассказывает о гибели людей и разрухе, царящей на его родине. Его дом почти полностью уничтожили экстремисты из группировки «Исламское государство» (ИГ). «Только одна комната осталась нетронутой, — говорит он. — Быть может, они использовали ее в качестве укрытия».
Дом Алирахима джихадисты осадили, когда пытались завоевать автономный курдский анклав. Более пяти месяцев журналисты сообщали о боях между ИГ и защитниками Кобане с турецкой границы, находящейся лишь в нескольких сотнях метров от города. Тысячи жителей были вынуждены бежать. В глазах всего мира Кобане стал мощным символом сопротивления экстремистам, ранее захватившим многие регионы Сирии и Ирака.
В январе жители Кобане облегченно вздохнули. С помощью курдских ополченцев из Северного Ирака, а также международной антиджихадистской коалиции под командованием США им удалось изгнать боевиков из города и тем самым нанести «Исламскому государству» тяжелое поражение.
Разрушены более двух третей города
После себя джихадисты оставили руины. «Разрушены от 70 до 80 процентов зданий, нанесен большой ущерб инфраструктуре», — перечисляет Идрис Насан Алирахим, занимающий в Кобане пост заместителя уполномоченного по внешним связям. За прошедшие месяцы в городе возобновили работу многие магазины, центральная хлебопекарня и некоторые медицинские центры, однако до сих пор не работают системы водо- и электроснабжения. «Мы качаем воду из местных скважин, но этого недостаточно», — отмечает он. Еще одной проблемой является недостаток горючего.
Но еще более серьезная трудность состоит в том, что до города доходит слишком мало гуманитарной помощи и необходимых для восстановления стройматериалов, указывает Алирахим. Власти Турции не готовы открыть границу с анклавом, поскольку ее контролируют курдские бойцы из отрядов народной самообороны сирийской ветви Рабочей партии Курдистана (РПК), которая до недавнего времени вела партизанскую войну против турецкого государства, говорит политик.
Житель Кобане Мустафа, который не захотел называть свое полное имя, сообщил в телефонном интервью «DW» о том, что турецкие пограничники пропускают лишь въезжающих в Кобане. «Люди, желающие попасть обратно в Турцию, вынуждены платить контрабандистам, взимающим за свои услуги до 100 долларов», — рассказывает он.
Джихадисты продолжают угрожать городу
По словам Идриса Насана Алирахима, ему удалось покинуть Сирию также лишь с помощью контрабандистов. Сегодня вместе с курдскими политиками он борется за то, чтобы другие страны усилили давление на Турцию. «Международное сообщество должно открыть гуманитарный коридор», — убежден он.
Кроме того, курдским ополченцам необходимо оружие, добавляет Алирахим. Хотя им и удалось завладеть вооружением изгнанных боевиков, не хватает прежде всего противотанковых комплексов и минометов, ведь Кобане по-прежнему находится в поле зрения ИГ. Так, несколько дней назад джихадисты нанесли неожиданный удар по южной окраине Кобане, сообщила базирующаяся в Лондоне правозащитная организация Сирийский наблюдательный совет по правам человека. Тем не менее, Идрис Насан Алирахим убежден: Кобане стал намного безопаснее.
Помощь из-за границы
Чтобы выжить, город вынужден преодолевать самые разные препятствия. «Нам нужна любая помощь, чтобы спасти жизни людей и обеспечить жителей самым необходимым», — подчеркивает политик. Ситуацию в Кобане его житель Мустафа продемонстрировал на одном простом примере — цены на основные продукты питания в городе увеличились вдвое.
В свою очередь Алирахим обвиняет мировое сообщество в бездействии. Он боится, что Кобане, считавшийся еще несколько месяцев назад важным символом борьбы против ИГ, постепенно будет забыт. После прекращения боев «гуманитарная сторона для иностранных государств, по всей видимости, не так важна», указывает политик. Помолчав, он добавляет, что надеется, что помощь достигнет Кобане и город удастся восстановить. А пока он будет жить со своей семьей в единственной оставшейся комнате своего разрушенного дома. Это все, что у них есть, но он счастлив, что дом удалось «освободить от террористов», грустно улыбается сириец.