От того, насколько успешно Турция проведет серию мирных переговоров, зависит будущее не только страны, но и всего региона
Турция оказалась на перепутье после того, как попытка правящей Партии справедливости и развития (ПСР) сохранить парламентское большинство на недавних выборах провалилась. Формирование нового правительства Турции будет иметь решающее значение не только для демократического будущего страны; оно может также сыграть значительную роль в серии мирных переговорных процессов, жизненно важных для восстановления стабильности на Ближнем Востоке.
Ключевым моментом для Турции являются продолжающиеся мирные переговоры с курдским населением страны. По сути, этот процесс пересмотра положения о созданном в 1923 году светском и унитарном государстве. Согласно этому положению, каждый житель Турции, который не был был четко определен как член официально признанного меньшинства, считался турком.
Но все пошло не так, как планировал Ататюрк. Курды сплотились, а подавление курдского языка и культуры вызвало массовые выступления, которые организовывала Рабочая партия Курдистана (РПК).
Полноценное урегулирование курдского вопроса в Турции – ключ к обеспечению стабильности страны, а в будущем – к рассмотрению предложения о присоединении Турции к Европейскому союзу. В противном случае могут осуществиться сценарии распада страны по примеру Ливана.
То, что Курдская Партия демократии народов получила 13% голосов на последних выборах, должно повысить доверие курдов к власти и облегчить проведение переговоров. Но крайне правая Националистическая партия движения (НПД) тоже успешно выступила на выборах, получив 16% голосов — в значительной мере благодаря заявлениям, направленным против курдов.
Главной задачей нового правительства Турции, кто бы в него ни вошел, должно стать успешное завершение начатых Эрдоганом переговоров. От их успеха зависит и то, каким запомнят нынешнего президента.
Важны также и другие переговоры – по поводу Кипра, который был разделен со времени провала конституционных переговоров в 1963 году и вторжения Турции в 1974. И в самом деле, странно, что столица страны-члена ЕС разделена мертвой зоной, которую десятилетиями патрулируют миротворцы ООН.
Расколотость Кипра блокирует как переговоры о вступлении Турции в ЕС, так и вопросы улучшения сотрудничества между ЕС и НАТО. Но теперь, при президенте Никосе Aнастасиадисе и новоизбранном президенте Северного Кипра Мустафе Акыджи, появилась реальная возможность вновь объединить остров.
Но урегулирование этого вопроса невозможно без поддержки властей Турции, и позиция нового правительства может стать решающей. Турции выгодно поддержать Кипр; но она может и упустить эту уникальную возможность, как уже случалось раньше.
Третий блок мирных переговоров посвящен отношениям Турции с Арменией: в случае улучшения которых могут быть созданы условия для мирного урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном. Подписание соглашения между Турцией и Арменией в Цюрихе в октябре 2009 года было дальновидным решением; но региональные силы блокировали достигнутый прогресс, и вмешательство России сыграло решающую роль.
Поддержание замороженного конфликта с Арменией ‑ не в долгосрочных интересах Турции или любого другого государства в регионе. Продолжающиеся блокады и военные противостояния могут в какой-то момент привести к мятежу на Южном Кавказе с очень негативными последствиями для Турции. Следующее правительство должно возобновить подход, который был принят в Цюрихе ‑ и правительство Армении должно сделать то же самое.
Четвертыми и самыми срочными мирными переговорами являются переговоры с Сирией. Турция заняла принципиальную и жесткую позицию в отношении режима президента Башара аль-Асада и приняла более миллиона беженцев из этой страны. Но не следует недооценивать опасностей, которые несет в себе продолжение конфликта.
Все ключевые участники региона заинтересованы в сохранении Сирийского государства при условии свержения Асада. Полный крах Сирии, скорее всего, приведет к катастрофическим последствиям, и Турция будет среди наиболее пострадавших государств. Поэтому новому правительству следует быть готовым участвовать в конструктивном диалоге вместе с Соединенными Штатами и Ираном.
Первоочередной задачей Турции является преодоление разногласий и создание активно работающего коалиционного правительства. В противном случае, будут проведены новые выборы, и, таким образом, новая политическая неопределенность будет неизбежна. Именно поэтому друзья Турции должны воспользоваться этой возможностью, чтобы напомнить руководителям страны, что поставлено на карту – как для самой Турции, так и для обеспечения мира в регионе.
Карл Бильдт Дипломат, экс-министр иностранных дел Швеции