Противостояние с «Исламским государством» будет носить долгосрочный характер. Об этом говорили американцы, когда сколачивали коалицию, обозначая сроки борьбы в два-три года, говорит директор Исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Станислав Тарасов.
—Авиации союзников США – Франции, Великобритании и других стран в основном наносит удары по территории Ирака. Для борьбы с джихадистами на сирийской земле Запад надеется подготовить вооруженные силы сирийской оппозиции, которая на сегодняшний момент практически развалились. Естественно, для этого нужно время.
ИГ сейчас продолжает контролировать от 35 до 40% территории в Ираке и в Сирии. Реальную вооруженную борьбу наземного типа с исламистами ведут только сирийские и иракские курды и частично – подразделения сирийской армии. И вот сейчас боевики ИГ вышли уже на границы с Ираном. Так что, джихадисты действительно представляют угрозу для Саудовской Аравии, несмотря на то, что саудиты «прикладывали руку» к их первоначальному финансированию.
В Саудовской Аравии прекрасно понимают, что ИГ – не аномалия, которая родилась из ничего, а структура, вышедшая из-под контроля определенных сил. Добавим к этому, что с юга на границе с Йеменом Саудовская Аравия имеет «шиитский очаг», который представляет собой довольно серьезную угрозу для королевства, сопоставимую с ИГ.
Главное, что существует силы, которые через дестабилизацию ситуации в регионе хотели бы остановить процесс падения цен нефть и поднять планку до 60-70 долларов за баррель.
В США уже некоторые добытчики сланцевой нефти начали сворачивать свои проекты, а если нефть упадет до 35 долларов за баррель, то это станет серьезным ударом по американским компаниям. А как можно сохранить сланцевую промышленность и увеличить цены на нефть, которые категорически отказываются поднимать саудиты? Правильно, через обострение ситуации на Ближнем Востоке, в частности, на саудовском направлении. Думаю, к весне мы это увидим. Поэтому Саудовская Аравия продолжит укреплять заградительные линии, как со стороны Ирака, так и со стороны Йемена.
На отдельных участках иракско-саудовской границы в последнее время произошло несколько нападений на патрули военнослужащих королевства. В связи с этим саудиты создают систему укрепрайонов, подтягивая и размещая там 300-тысячный воинский контингент, замечает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.
— Они уже обратились к Египту и Пакистану с просьбой, в случае чего, объединить усилия против ИГ. Что касается границы с Йеменом, то шииты-зейдиты, захватившие Северный Йемен, напрямую угрожают восточной провинции Саудовской Аравии, где сосредоточены основные нефтяные запасы королевства. Грубо говоря, без нее Саудовская Аравия — просто пустыня. К тому же, восточная провинция граничит с бывшей Народной Демократической Республикой Йемен, и сейчас шииты договариваются о том, чтобы вместе дестабилизировать там ситуацию. Тем более что местное население восточной провинции периодически устраивает восстания. Так что, на юге Саудовской Аравии более опасная ситуация, чем на севере.
На сегодняшний день ИГ не обладает достаточными ресурсами для наступления вглубь Саудовской Аравии. Сейчас курды их потихоньку теснят – они вошли в Синджар и подходят к Мосулу, и уже говорят о возможности совместной операции с иракской армией и шиитским ополчением. То есть иракские курды пытаются создать фронт для освобождения второго по величине города Ирака после Багдада. Исламисты, в свою очередь, заняты переброской сил из Сирии. Так что, там сейчас идет довольно непростой процесс.
Но саудиты правильно делают, что укрепляют свои границы. А вдруг ИГ бросит 5-7 тысяч бойцов, которые займут несколько населенных пунктов Саудовской Аравии… Это будет довольно ощутимый удар по королевству.
«СП»: — Глава политической комиссии бригад «Хезболлах» в Ираке Хусейн аль-Рамахи недавно заявил о том, что на захваченных у «Исламского государства» ящиках с оружием и боеприпасами обнаружена маркировка, свидетельствующая об их принадлежности Саудовской Аравии.
Станислав Тарасов