Нападение на авиабазу Т-4 на севере Сирии на рассвете в понедельник, приписываемое Израилю, является третьим на сирийской земле за неделю. В двух предыдущих случаях Израиль реагировал на обстрел. На этот раз, по данным зарубежных СМИ, целью были иранские интересы.
Как сообщал «Гаарец» в феврале, в этом году Иран изменил некоторые характеристики своей деятельности в Сирии.
На фоне непрекращающихся израильских атак и недовольства Россией и режимом Башара Асада Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) переместил свою основную деятельность из международного аэропорта Дамаска на базу Т-4, более удаленную от центра Сирии, которая находится рядом с Хомсом. Иранцы действовали с этой базы раньше, и Израиль бомбил ее несколько раз в 2018 году.
В прошлом израильские нападения были направлены на поставки оружия Ираном через Сирию «Хезболле» в Ливан. Они также были нацелены на то, чтобы сорвать развертывание соединениями КСИР беспилотных летательных аппаратов и систем противовоздушной обороны, которые иранцы создали для себя на сирийских базах.
В воскресенье вечером сирийская зенитная установка была уничтожена в Эль-Кунейтре на сирийских Голанах после того, как она обстреляла израильские самолеты. Сирия сообщила, что два солдата были убиты. В ночь на субботу две ракеты были выпущены из Сирии по израильской территории, одна приземлилась в районе горы Хермон. Жертв не было. Израильские ВВС отреагировали серией налетов на цели сирийской армии.
Израильскому оборонному ведомству все еще трудно определить, кто именно выпустил ракеты в субботу вечером. Обычное на протяжении многих лет объяснение инцидентов подобного рода с помощью формулировки «беспорядочный огонь во время перестрелок между силами Асада и повстанцами» уже год как не актуально.
Режим Асада полностью контролирует южную Сирию, и там нет значительных сил, бросающих ему вызов. Сирийская армия вернулась на сирийские Голанские высоты в формате, напоминающем развертывание ее бригад накануне гражданской войны, и она контролирует то, что там происходит.
В то же время сирийская система ПВО находится в состоянии боевой готовности и ищет любую возможность сбить самолеты, приближающиеся к сирийскому воздушному пространству.
Поэтому ракетный обстрел Хермона в субботу выглядит как преднамеренный шаг, связанный с режимом. Но сила, стоящая за этим, может быть сирийской армией, иранским Корпусом стражей исламской революции или одним из шиитских ополчений, которые Иран использует на юге Сирии. Возможных причин также может быть несколько: празднование шиитского дня Аль-Кудс, который в этом году был отмечен многочисленными угрозами в адрес Израиля со стороны Ирана и «Хезболлы»; еще одна завуалированная угроза Ирана, связанная с напряженностью в отношениях между ним и Соединенными Штатами в Персидском заливе; сирийская месть за предыдущий израильский воздушный налет.
Если ракетный обстрел должен был стать местью, он дал обратный результат. Несколько часов спустя израильские силы нанесли удары по ряду целей на юге Сирии. Сирийская оппозиция позже сообщила о десятках жертв израильских налетов, в том числе среди иранских боевиков. Возможно, жертвы были, но число выглядит завышенным.
В понедельник утром произошло нападение на T-4, по-видимому, нацеленное на Иран. Сообщения, распространяемые в Сирии, говорят о двух жертвах. Израиль возложил ответственность за инцидент на Хермоне на режим Асада как на силу, контролирующую территорию, откуда велся огонь, и не выдвинул никаких конкретных обвинений против Ирана.
Эти инциденты показывают, что, хотя Асад восстановил контроль над территорией, пограничный район не является полностью стабильным. Израильское руководство продолжает говорить, что оно не может принять присутствие иранских военных в Сирии, и время от времени подкрепляет слова делами. Однако трения между двумя армиями менее интенсивны, чем год назад, отчасти потому, что Иран проявляет большую осторожность, чем раньше. Но напряженность остается.
Тем временем Израиль также проводит линию в отношении Ливана. Недавно он через американцев направил правительству в Бейруте предупреждение о попытках Ирана и «Хезболлы» создать производственные линии для модернизации управляемых ракет, находящихся во владении «Хезболлы» в Ливане.