Агрессия турецкой армии с целью оккупации против районов Автономной администрации Северной и Восточной Сирии сопровождается актами геноцида в отношении народов, проживавших на этой территории на протяжении тысячелетий. В этой ситуации Третьей мировой войны повторяются динамика и события, напоминающие о подготовке актов геноцида и преступлений против человечности во время мировых войн в XX веке: 24 апреля 1915 года Османская империя начала геноцид армянского народа с казни сотен армянских интеллектуалов и лидеров. В настоящее время турецкое государство все еще преследует цель сломить сопротивление и сплоченность населения путем внеправовой казни социальных и политических лидеров. К ним относятся нападения и убийства, координируемые турецкой секретной службой в отношении членов советов Автономной администрации, пытки и казнь генерального секретаря Партии будущего Сирии Хаврин Халаф или армянского священника Ханана Бидо и его отца. Во время Первой мировой войны два миллиона армян и ассирийцев погибли во время маршей смерти и в концентрационных лагерях в пустыне Дейр эз-Зор. Теперь же Трамп цинично допустил попытки турецкого государства «очистить» приграничный район Рожавы от курдов, заявив, что «подходящим жизненным пространством для курдов» будут районы, близкие к нефтяным скважинам в пустыне Дейр эз-Зор!
Сейчас, как и тогда, международные державы молчат о нарушении международного права и поддерживают подготовку проведения актов геноцида, соблюдая интересы своей власти и выгоды. Точно так же, как отношение западных держав и Лиги Наций когда-то поощряло Гитлера оккупировать Австрию и Чехословакию, сегодня существует аналогичный консенсус международных держав в отношении оккупации Турцией Северной и Восточной Сирии. Исходя из экономических и геостратегических расчетов прибыли, все они – включая ООН – вносят свой вклад в планы геноцида со стороны Турции. В этой статье будут подробно рассмотрены исторические аспекты и цели турецкой войны с целью оккупации на примере нападений на регион Хабур.
Сопротивление новым актам геноцида и фемицида в регионе Хабур
Первые обстрелы турецкой армией были произведены в Сарекание. Этот город был ранее разделен надвое демаркацией границы по Лозаннскому договору 1923 года. Северная часть города была переименована турецкими властями в «Джейланпинар», южная часть города была переименована сирийскими властями в «Рас аль Айн». Как пограничный город и самый западный город кантона Джазира на пути к Гре Спи и Кобани, он имеет стратегическое значение.
Небольшой городок Тель Тамир, расположенный в 40 км к югу от Сарекание, является важным узлом на трассе М4. Здесь шоссе, соединяющее Алеппо и пограничный переход с Ираком, пересекается с дорогами, ведущими в Хасеке, Сарекание и Дирбесие. Тель Тамир расположен у подножия гор Кезуван, которые господствуют над равнинами кантона Джазира.
В 2012-2015 годах здесь уже бушевали ожесточенные бои. Во-первых, наемники входившего в ССА (Свободную сирийскую армию) фронта «аль-Нусра» пытались завоевать этот регион и изгнать его население. Десятки тысяч семей – в основном ассирийцев и курдов – бежали от угрозы массовых убийств. Другие остались и организовали сопротивление вместе с подразделениями ЖОС (Женских отрядов самообороны) и ОНС (Отрядов народной самообороны). Ассирийский Совет обороны Хабура был основан с целью предотвратить полный исход христианского населения из этого региона. В 2014 году последовали новые массовые убийства и нападения на регион со стороны Исламского государства (ИГИЛ*). 350 христиан были похищены ИГИЛ с целью вымогательства выкупа; их деревни были разрушены, захвачены и разграблены. Благодаря решительному сопротивлению Женские и Народные отряды самообороны сумели защитить города Тель Тамир и Сарекание. К лету 2015 года подразделения ЖОС и ОНС вместе с Ассирийским Советом обороны смогли освободить все оккупированные ИГИЛ территории и деревни в районе Хабура. В этой борьбе принимали участие и такие борцы-интернационалисты, как Ивана Хоффман. Она и сотни ее товарищей по оружию – курды, ассирийцы, арабы и турки – отдали свои жизни, чтобы защитить и освободить регион Хабур. Они заложили основу для последующего этапа реконструкции.
Процесс восстановления касался не только домов и инфраструктуры, разрушенных войной, но и развития системы демократического самоуправления. Отныне все население и религиозные группы имели возможность четко формулировать свои потребности и интересы и участвовать в процессах принятия решений. В этом процессе строительства коммун и народных советов, школ, кооперативов, социальных и культурных учреждений люди разных общин лучше узнавали друг друга и росли вместе в общественной жизни.
Не только из-за их геостратегического положения Сарекание и регион Хабур вновь стали объектом нынешних нападений. Как и «аль-Нусра» и ИГИЛ, турецкая оккупационная армия сегодня также пытается изгнать христианское, езидское и курдское население Северной Сирии. Мы являемся свидетелями продолжения практики колониального геноцида и политики империалистического господства 19-го и 20-го веков.
Нынешняя кампания, направленная против жителей районов Автономной администрации Северной и Восточной Сирии, проводится с целью уничтожения культуры и общинной жизни различных групп населения, уходящих корнями в тысячелетнюю историю. Потому что жизнь в солидарности, общинная этика, общинная экономика и организация делают властные структуры государства излишними. Подобная социальная структура противоречит капиталистической логике эксплуатации, а также этническому разделению и гомогенизации под эгидой национальных государств. Общинные ценности и культура сопротивления несправедливости имеют глубокие исторические корни. Они являются коллективной памятью различных групп населения в регионе Плодородного Полумесяца. Вот почему ни одной из бесчисленных захватнических и оккупационных держав до сих пор не удалось полностью искоренить социальные, культурные структуры и образ жизни, которые восходят к эпохе неолита. От гегемонистских устремлений шумерских, аккадских, ассирийских и персидских правителей, через походы Александра Македонского и Римскую Империю, до крестоносцев, монголов, османов и европейских колониальных держав, все державы оставили здесь следы разрушения. Они дробили страну, порабощали женщин, убивали и перемещали население, разрывали семьи и общины на части. В частности, в течение последних 150 лет различные колониальные державы и режимы пытались разжечь предрассудки и недоверие между группами населения, чтобы утвердить свое превосходство. Однако им не удалось разрушить культуру Богини-Матери и матрицу эгалитарных форм общества в целом, которые и по сей день составляют основу социального сопротивления.
Под более чем десятью тысячами холмов на севере Сирии, известных как «Тель» или «Гир», скрываются следы 10 000-летней истории человеческих поселений. Такие районы, как Кобани, Африн, Манбидж, Джараблус, Гре Спи, Сарекание и район Хабур, которые в настоящее время подвергаются нападениям оккупационной армии и джихадистских наемных групп турецкого государства, являются местами возникновения неолитической революции, в которой женщины играли центральную роль. За последние 5000 лет и по сей день эти места и общества были объектом экспансионистских войн и набегов с целью разграбления материальных и нематериальных богатств этого региона. После физической оккупации, геноцидов и убийств женщин должны были быть созданы новые истины. История, знания, культура и языки народов Месопотамии должны были быть похоронены в братских могилах. Ибо только таким образом можно было сделать правдоподобными колониальные и патриархальные объяснения человеческой истории. Они, в свою очередь, затем использовались для разжигания новых войн и узаконивания тирании. Это те нарративы, которые империалистические государства, Турция и ИГИЛ используют до сих пор.
В противовес этому, мы хотим прислушаться к голосам женщин, которые, будучи детьми и внуками тех, кто пережил геноцид 20-го века, живут сегодня в регионе Хабур. Два года назад мы беседовали с некоторыми женщинами, игравшими важную роль в организации своих общин: Атор Исхак основала общинный дом для стариков – в основном женщин – из ассирийской общины в Тель Тамире. Эти старики решили не покидать свою Родину. Мадлейн из деревни Хелмонд на реке Хабур присоединилась к Ассирийскому совету обороны «Стража Хабура» в 2012 году и участвовала в защите и развитии общинных экономических и самоуправляющихся структур в своем регионе. Мы встретились с Эленор после женской молитвы в Халдейской Церкви Сарекание. Своей жизненной мудростью и знаниями она поддерживала молодое поколение христиан в их сознательной деятельности и защите своей культуры.
Атор Исхак, которую в своей общине также ласково называют «матерью Ассирии», представляется как «дочь Тель Тамира и внучка Хабура». Она с гордостью рассказывает о 7000-летней истории своих предков, истоки которой лежат в цивилизациях шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев. Она описывает отношения между арамеями, ассирийцами и халдеями, также называемыми «сириакцами» по-английски, следующим образом: «Нет никаких различий между культурами и традициями арамеев, ассирийцев и халдеев. Халдеи являются потомками Аккада; арамеи происходят от Саргона, а ассирийцы – от Ашура. Саргон, Аккад и Ашур были братьями. Каждый из них управлял городом-государством. Они стремились расширить сферу своего влияния. Поэтому между ними возникали исторические отношения и споры. Например, Ассирийская империя завоевала арамейские княжества в районе Евфрата в IX веке до н. э. Сюда входило и Княжество Гузана, которое было построено на фундаменте неолитического поселения Тиль-Халаф близ Сарекание. Однако Атор Исхак подчеркивает, что реальной проблемой была политика колониальной власти, которая препятствовала единству арамейскоязычного населения и христианских общин Месопотамии: «Нас называли халдеями, ассирийцами и арамеями. Христианство было разделено на разные конфессии. Некоторые из нас принадлежат к Восточной Православной Церкви, другие обратились к Западной Церкви или католицизму. Но земля этой страны говорит об ассирийцах. Родина ассирийцев не может быть уничтожена. Они не могли сломить нас, они не могли уничтожить эту землю. Они не могут заставить замолчать историю и изменить ее. Мы – нация, цивилизации которой 7000 лет. Теперь они уже не могут этого отрицать!»
Примерно также 70-летняя Эленор из Сарекание говорит о 7000-летней культуре своих предков, которая смогла сохраниться, несмотря на стихийные бедствия, оккупации и геноциды: «Я халдейка. Халдеи – внуки Навуходоносора и великих вавилонских правителей. Существует несколько тысячелетних халдейских, арамейских и ассирийских общин».
*- террористическая организация, запрещенная на территории РФ