В воскресенье иранские силы безопасности снова напали на группу колберов в окрестностях восточного курдского города Кирмашан. Согласно информации от Kolbernews, 24-летний Ахмед Сехрайи из деревни Дишей был убит во время своего маршрута, а девять других колберов, шедшие вместе с ним, получили тяжелые ранения.
По данным Правозащитной организации Курдистана (KHRN) только за январь 2020 года два колбера погибли, а 12 получили ранения.
За 2019 год 79 курдских колберов погибли, 165 были ранены вооруженными силами Исламской Республики Иран или в результате стихийных бедствий на их маршрутах.
Трагедия колберов
Восточный Курдистан с годами все глубже погружается в нищету из-за целенаправленной политики иранского режима и выделяется как один из самых бедных регионов в Иране. По сравнению с другими регионами сюда приходит значительно меньше инвестиций, и развитие региона намеренно ограничено. В результате сильно выросла безработица.
В этих условиях перевозка контрабандных товаров является не выбором, а зачастую единственным способо выживания для колберов и касибкаров.
Kolbar происходит от курдских слов «kol» (спина) и «bar» (нагрузка). Колберы зарабатывают себе на жизнь, перевозя грузы вдоль опасной границы. Их грузы включают сигареты, мобильные телефоны, одежду, предметы домашнего обихода, чай и редко алкоголь. Они идут по опасной местности, чтобы продолжать торговлю между Южным и Восточным Курдистаном. Товары, которые они приносят, продаются в Тегеране по высоким ценам, но самим колберам, которые рискуют жизнью, платят очень мало.
Посредники, которые принимают поставки и находят покупателей в городах, называются касибкары.
Возраст колберов и касибкаров варьируются от 13 до 70 лет. Некоторые только закончили начальную школу, а другие — выпускники вузов. Они несут грузы, потому что не могут найти другую работу. За последние 5 лет было хладнокровно убито около 300 колберов и касибкаров. Полной статистики по смертям этих людей нет.