Поскольку некоторые из вооруженных группировок имеют связи с Ираном, премьер-министр Адель Абдул Махди подвергается давлению со стороны Соединенных Штатов и некоторых арабских стран, которые опасаются иранского влияния в Ираке.
В марте 2018 года предшественник Махди, Хайдер аль-Абади, попытался ликвидировать независимость ополченцев, формально сделав их частью сил безопасности страны. Но они остались в значительной степени независимыми.
Указ Махди вновь подтвердил приказ аль-Абади и пошел дальше, приказав ополченцам покинуть свои местные военные штабы и закрыть свои так называемые экономические офисы.
Неясно, как Махди планирует обеспечить выполнение приказа и сможет ли он вообще это сделать. Он установил для ополченцев жесткий срок исполнения приказа – 31 июля.
Указ был одобрен многими милициями, входящими в СНМ, в том числе некоторыми из самых крупных и мощных. Бригады мира, которые прикреплены к Моктаде ас-Садру, влиятельному шиитскому священнослужителю и популярном политику, заявили, что они уже вводят новые правила.
«С сегодняшнего дня мы демонтировали бригады мира, и теперь они отделены от Моктады аль-Садра, – сказал представитель бригады Сафаа Аль-Тамими. – Отныне мы будем называться бригадами 313, 314 и 315. Мы отказываемся от названия «бригады мира», хотя нам нравится это название, но мы намерены следовать процедурам и будем под контролем премьер-министра».
За официальным языком Махди скрывается стремление решить многогранную проблему, которая преследует Ирак с тех пор, как Исламское государство начало захватывать иракскую территорию в 2014 гоу. Это подтолкнуло к формированию неформальных вооруженных группировок добровольцев для оказания помощи в борьбе с экстремистами ИГ (организация запрещена в России). Некоторые из этих групп первоначально финансировались и поддерживались Ираном, но вскоре их число увеличилось, и многие практически не имели связи с Тегераном.
США стали все более подозрительно относиться к роли ополченцев и объявили две милиции, входящие в СНМ, – «Катаиб Хезболла» и «Катаиб Аль-Нуджаба» – иностранными террористическими организациями. Когда госсекретарь Майк Помпео посетил Ирак в июне, он выразил обеспокоенность тем, что некоторые связанные с Ираном группы представляют угрозу для американских сил в Ираке.
Должностные лица, тесно сотрудничающие с Махди, заявили, что он отдал приказ ограничить власть вооруженных групп под давлением Соединенных Штатов.
Эти группы останутся под прямым контролем премьер-министра, но не будут полностью интегрированы в министерство обороны или министерство внутренних дел, которое контролирует полицию.
После того как в прошлом году премьер-министр аль-Абади попытался получить больше влияния на руководство ополченцев и уменьшить их власть, их число фактически увеличилось. В настоящее время насчитывается около 30 вооруженных групп, насчитывающих в общей сложности от 130 000 до 150 000 членов.
В приказе, изданном в понедельник, говорится, что группы должны закрыть свои местные штабы и свои экономические офисы, а также контрольно-пропускные пункты, которые они контролируют.
Установить контроль над группировками сложно, потому что именно они встали на защиту страны в то время, как ИГИЛ* обратило иракскую армию в бегство в 2014 году. Вступив в борьбу с ИГИЛ, СНМ завоевали статус героев.
Когда борьба с ИГИЛ утихла, ополченцы не проявили особого желания разоружиться и разойтись по домам. Группы начали разветвляться, используя свои контрольно-пропускные пункты для вымогательства денег у дальнобойщиков.
В некоторых провинциях их экономические отделения стали участвовать в предприятиях. В Ниневии, например, две или три группы ополченцев из СНМ на какое-то время занялись металлоломом, зарабатывая миллионы долларов, пока иракское правительство не закрыло их.
Этот вид деятельности вызывает глубокое негодование у местных предпринимателей, которые считают, что некоторые группы ведут себя как доморощенные мафиози.
*- террористическая организация, запрещенная на территории РФ