И вновь в «езидско-курдском» водовороте…

И вновь в «езидско-курдском» водовороте…

 

(Отрывки из книги воспоминаний «Тоска»)

НОВЫЙ ПАСПОРТ
И ГРАФА «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ»

Я был на 2 курсе (речь идет о 1956 годе), когда истек срок моего паспорта. Нужно было отнести и сдать его в паспортный стол Спандарянского района Еревана, чтобы взамен получить новый. В назначенный день я направился туда и, получив паспорт на руки, открыл его, внимательно посмотрел, все ли в порядке, и вдруг вижу: в графе «национальность» написано «езид». Я обратился к начальнику паспортного стола и сказал, что в моем паспорте допущена ошибка.

— Какая ошибка? – спросил он.

— Мою национальность написали неверно, — ответил я.

— А какой ты национальности?

— Я курд.

Начальник позвал своего секретаря.

— Принеси его старый паспорт, — распорядился он.
Та вышла и скоро вернулась с моим старым паспортом. Начальник взял его, открыл, нашел соответствующую графу и повернулся ко мне:

— Дорогой товарищ, все верно, здесь твоя национальность указана как езид.
А я ему в ответ:

— Это в Апаране не разбирают – где вера, а где национальность. Да, по вере я езид, но по национальности курд.
Начальник оказался человеком понятливым, и, взяв мой новый, но уже «бракованный» паспорт, сказал:

— Приходи через несколько дней, твой новый паспорт будет готов.
Когда я забирал мой новый паспорт, в графе «национальность» уже было записано «курд».

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ АРМЯНСКИЙ СУД!..»

В 1990 году Аскаре Бойик съездил в Сирию и когда вернулся, написал для газеты «Рйа таза» статью о жизни курдов, живущих в той стране. Он также отметил, сколько курдов живут в Армении и как курдские дети обучаются родному языку. Это не понравилось «новым езидам», и они подали на газету в суд по той причине, что в Армении курдов нет, там живут только езиды, а езиды – это отдельный народ. Утверждалось, что «Рйа таза» в своей публикации допустила большую ошибку и должна дать опровержение.
5 июля 1990 года нас (сотрудников газеты – примеч. переводчика) позвали на судебное заседание. Титале Афо, который в то время был редактором, смешался, оробел и отказался идти. Вместо него пошли я, Аскар и Приске Мгои. В своем выступлении я доказал, что мы – курды и езиды – одна нация и разница между нами заключается только в вере. Суд согласился с моими доводами, но никакого решения не вынес, аргументируя тем, что сама постановка вопроса абсурдна и обязывать газету публиковать опровержение нет никакой необходимости.

Таким образом, суд ограничился только обсуждением данного вопроса. А ты не скажи, в ту же ночь Гасан Гасанян как член партии АОД (Армянского общенационального движения, правящей тогда партии в Армении, – примеч. переводчика) спешно обращается к функционерам этой партии и просит их оказать на суд влияние с тем, чтобы он вынес решение в пользу истцов – то есть обвинить газету и заставить ее дать опровержение. В этом вопросе немалую роль сыграл также и Кярам Авдоян, более известный как «Гиске», который в то время работал судебным исполнителем того самого суда, где слушалось наше дело.

На следующее утро мне позвонили из суда и сказали, что на основании судебного решения мы должны опубликовать в газете опровержение. Я возразил: «Но ведь вчера суд не выносил такого решения!» На что мне ответили таким образом, что нетрудно было сразу же догадаться, что в течение одной ночи решение суда было изменено. Так мы и были вынуждены опубликовать в газете «Рйа таза» то фальшивое решение.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДЖАНГИР-АГА
И ПИСЬМО ГОРБАЧЕВУ

В свое время я написал статью о дружбе между курдами и армянами, где отметил, какую большую роль сыграл в этом курд-езид  Джангир-ага (формулировку «курд-езид» я взял из его анкеты, составленной при его аресте и опубликованной во многих армянских газетах того времени). Эта моя статья на армянском языке вышла в газете «Авангард».
В результате сын Джангир-ага Сурен, спровоцированный «новыми езидами», пришел на меня с войной и стал обвинять в том, что я сделал из его отца курда. Я сказал ему, что взял слово «курд-езид» из той анкеты его отца, которая была опубликована в нескольких газетах. Одним словом, мне удалось его выпроводить, и он ушел. После этого я узнал, что «новые езиды» под именем жителей одного из сел Абовянского района Армении послали письмо Горбачеву, в котором обвинили меня в том, что я сфальсифицировал национальность их народного героя. То письмо пересылают из Москвы в Ереван, в ЦК Компартии Армении, с тем, чтобы рассмотреть этот вопрос и разобраться в поступившей жалобе.

В то время в ЦК КП Армении работал кандидат исторических наук Мамое Халыт Даврешян. Он и другой сотрудник ЦК, армянин по национальности, едут в ту деревню (к сожалению, не помню ее названия), но ее руководство говорит им в ответ, что в их селе не проживает ни одного езида и их жителями являются только армяне.
Вот какого рода обвинения и кляузы рассылались в наш адрес.

КАК НАС ЧУТЬ НЕ СОСЧИТАЛИ…

Несколько лет назад (речь идет о начале 2000-х годов – примеч. переводчика) некоторые представители руководства Армении под давлением  «новых езидов» приняли решение провести среди нашей общины что-то вроде референдума. Целью проведения данного «плебисцита» было уяснение количества тех, кто причисляет себя к курдам-езидам, и тех, кто считает, что езиды – это отдельная нация и никакого отношения к курдам не имеет. Для проведения этого мероприятия даже были выделены соответствующие финансовые средства.

На одном из собраний Союза национальных меньшинств Армении, на котором также присутствовали представители Европейского Союза, Совета Европы, представительства ООН в Ереване, я поднял этот вопрос и очень резко раскритиковал данную инициативу властей Армении. В своем выступлении я отметил, что таким образом в нашу общину вносится раскол и это делается с дальним политическим прицелом. Вслед за мной выступили представители Европейского Союза и Совета Европы. И те, и другие поддержали мое мнение и подчеркнули, что проведение этого мероприятия – вещь напрасная и способная нанести только вред.  
После этого собрания вопрос о проведении «подсчета» внутри нашей общины очень быстро затух.

Амарике   САРДАР

Перевод с курдского

Нуре  САРДАРЯН (Нура Амарик).

Газета «Свободный Курдистан» №4

 

 

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/LwXCv

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях