В 12-тысячелетнем городе продолжаются разрушения, спровоцированные строительством водохранилища Илису. В самом городе идут так называемые восстановительные работы, суть которых заключается в том, что цитадель Хасанкейфа покрывают бетоном. Самая известная из пещер этого комплекса возрастом предположительно около 10 тысяч лет, расположенная у дороги к базару Хасанкейфа, была вскрыта экскаваторами и заполнена бетоном.
Бетон как «способ сохранения»
С того самого дня как начались разрушительные работы, ряд значимых артефактов был вывезен с территории цитадели. Переместили усыпальницу Зейнельбей, гробницу имама Абдуллы, минарет и мечеть Эль-Ризк, мечеть Салах ад-Дина, бани Артуклу и римские врата, ведущие к цитадели. Артефакты увезли в Археопарк, где у подножия горы Раман разбит новый «Хасанкейф». Но не ясно, какой ущерб им нанесен при транспортировке. И, как будто перечисленного недостаточно, историческая цитадель Хасанкейфа заливается бетоном под предлогом «реставрации» и «защиты от воды».
Древняя пещера затоплена бетоном
Около сотни пещер были залиты бетоном без предварительных исследований и под предлогом реставрации. Некоторые были уничтожены экскаваторами, остальные погребены под слоем бетона.
Пещера, в которой были сняты несколько сцен фильма «Вторая жена» Атифы Йылмаза (1974) и которую туристы и местные жители прозвали «пещерой пустой колыбели», потому что в ней оставили реквизит – колыбель, которую использовали на съемках, – оказалась потерянной для людей. Ранее у неё останавливалась каждая экскурсия.
Гиды рассказывают историю пещер
Несмотря на перемещение артефактов и разорение того, что осталось от древнего комплекса, гиды продолжают рассказывать посетителям о древнем городе, каким он был прежде, раздавая буклеты. Гид Сахмус Тургай пытается передать печаль, которую он испытал, когда пещеры Хасанкейфа залили бетоном из-за дамбы, которая рассчитана на 50 лет службы: «Мы не знаем, что еще делать. Нас выдавливают с этой земли, где мы родились, и никто этому не рад».
Тургай говорит, что он рассказывал посетителям о пещере и самом городе с тех пор, как был ребенком, и собирается продолжать рассказывать, пока будет жив, несмотря на разрушение Хасанкейфа.