Факел Свободы

Факел Свободы

«…я превратил женщину в кусочек огня»[1].

Абдулла Оджалан

«Когда женщина выходит из своего дома и берет в руки винтовку – это не мелочь – это социальная революция»[2].

Вопрос о роли женщины в курдском национально-освободительном движении носит подчеркнуто важное значение. Это объясняется множеством причин, но в первую очередь – необходимостью преодоления сохранившихся остатков родоплеменного быта и феодальных отношений в курдском обществе. Курдская женщина испытывает тройное угнетение: 1. Как представитель угнетенного класса. 2. В качестве неразрывной части курдского народа. 3. И как женщина, подчиняясь нормам религии и морали патриархальной семьи.

Несмотря на то что курдская женщина, как и во многих ближневосточных и мусульманских странах, занимает подчиненное положение по сравнению с мужчиной, исследователь В. Никитин приводит множество фактов, говорящих об определенном уважении по отношению к женщине, существовавшем у курдов: «Курд никогда не стремился ограничить права женщины. Он ее считает достойной равного доверия, способной пользоваться теми же правами и обязанностя­ми, что и мужчина. С психологической точки зрения женщина в его глазах обладает теми же наклонностями, теми же добродетелями и теми же пороками, что и муж­чина»[3].

«Курд имеет свою семью, и скорее моногамную[4], а его жена (Kabani) пользует­ся большим авторитетом во всем, что касается внутрен­ней жизни семьи. Это она руководит домочадцами и слугами, она во время еды распределяет порции, и без ее разрешения не садятся кушать. В отсутствие своего мужа она принимает посетителей, угощает их и свобод­но с ними беседует. Она не закрывает лица, как другие женщины-мусульманки[5]».

Вышесказанное касается, прежде всего, знатных курдянок, в бедных семьях женщина занимала и занимает более приниженное положение и на нее ложились более тяжкие заботы.

Курдскими революционерами в лице Оджалана осознавалась ключевая мысль, согласно которой победа над турецким империализмом во многом зависит от преодоления собственной отсталости и всяческого развития женских и молодежных движений. РПК изначально уделяет этим вопросам большое значение, в первой программе сказано, что одной из задач партии является: «Устранение всех видов феодального угнетения женщин и установление гарантий равноправия мужчин и женщин во всех социальных и политических областях»[6].

Традиционное национальное движение курдов, уходящее своими корнями в Средневековье, не рассматривало женщину как самостоятельный революционный субъект. РПК впервые увидела в женском движении одну из свай, на которую должна опираться партия в своей политической борьбе.

В современной программе РПК тезис об освобождении курдских женщин имеет развернутый вид: «Оплот реакции на Ближнем Востоке – это существующий институт семьи. Влияние подстрекателей-капиталистов здесь очевидно: проигравший во всех отношениях ближневосточный мужчина вымещает свою злобу на женщине. Исторически патриархальная западная цивилизация с идеалом сильного государства в своем современном виде зашла в тупик. Чтобы выйти из него, необходимо не только преодолеть рабское положение женщин, но и пересмотреть вопрос о главенстве мужчин. Ведь к подобным изменениям, в основном, не готовы именно мужчины.

Решение проблемы, вобравшей в себя реакционное мировоззрение семьи, лежит в основе пути ближневосточного общества к демократии. И самый правильный подход к этой проблеме государственной важности – диалектический»[7].

Идеологическое переосмысление роли женского освобождения в контексте общей политической линии РПК началось во второй половине 90-х г. и продолжилось в начале 2000-х г. В рамках традиции марксистской мысли женская эмансипация подчиняется принципу тотальности освобождения угнетенного класса. В вульгаризированном виде этой идеи женское освобождение понималось лишь как автоматическое следствие установление новой политико-социальной системы. Но как верно указывал Г. Маркузе, экономического равенства[8] с мужчиной женщина может вполне успешно добиться и в рамках капитализма. Равноправие полов – это новый принцип реальности, который должен пронизывать все основы создаваемого социалистического общества.

«Борьба идет, прежде всего, против ценностей эксплуатации и угнетения, свойственных патриархальной цивилизации. Против ценностей, порождаемых и воспроизводимых мужским господством в обществе. И такой радикальный подрыв ценностей ни в коем случае не может быть лишь побочным продуктом новых социальных институтов. Он должен быть укоренен в мужчинах и женщинах, создающих новые институты»[9].

«Социализм, как качественно иное общество, должен воплощать антитезис, своего рода отрицание агрессивных и репрессивных потребностей и ценностей капитализма как культуры мужского господства»[10].

Оджалан в своих тюремных книгах развивает мысль о том, что одним из следствий классового расслоения первобытного человеческого коллектива было резкое падение уважения и роли женщины в первобытном обществе. В программе партии имеются такие строки: «Мы можем говорить об этом изменении положения женщины в (первобытном. – М.Л.) обществе как о первой контрреволюции»[11]. Снятие этого противоречия возможно лишь с ликвидацией капиталистической формации и создания «новой демократической цивилизации». О последней Оджалан дает крайне скудные сведения, из которых совершенно не понятен принцип функционирования будущей экономической и политической системы, т.н. «демократической цивилизации». Определяющей константой данной системы является ее антигосударственный и конфедеративный характер. В этих идеях заметен элемент редукционизма, это, прежде всего, касается момента наложения структур института семьи на иерархию государства. В программе партии говорится: «Проблема сформированного в обществе отношения к семье и женщине обострилась настолько, что стала, по меньшей мере, вопросом государственной важности. Представляя собой микромодель государства, семья является идеальным примером его организации. Главе государства в семейной иерархии соответствует глава семьи – мужчина. Неважно, насколько влиятелен и богат правитель большой страны, – отец семейства, состоящего из нескольких женщин и детей, находится в равноценном положении».[12]

Оджалан пишет о причинах женского бесправия: «Женщины традиционно считаются «слабым полом». Одно это уже говорит о том, что ни о каком равенстве не может быть и речи. Правда, кто-то считает, что такое отношение к женщинам должно заставить мужчин беречь и защищать их. Однако на деле получается наоборот, что и неудивительно: навязываемые нам ценности общества потребления учат не защищать, а унижать и эксплуатировать слабых. В современном мире дискриминация женщин и потребительское отношение к ним неизбежно вытекают из капиталистической системы, культивирующей соответствующее отношение ко всему окружающему: к любимым, супругам, детям, родителям, друзьям, животным, природе»[13].

Для курдянок, большая часть которых проживает в сельской местности (по данным на 1987 год – 70% курдов проживало в сельской местности)[14], РПК является едва ли не единственной возможностью личной эмансипации от гнетущих порядков в семье и племени. РПК – это революционная кузница, в которой индивид становился личностью, приобретая политическое и национальное самосознание.

Вот часть интервью одной из партизанок, приведенного в статье немецкой корреспондентки «Sozialistische Zeitung» Бриджит (Brigitte Kiechle): «В обычной жизни женщина не может развиваться. Я столкнулась с репрессиями, и они как для женщины стали невыносимы для меня. Я не хотела выходить замуж в 13 лет. Когда ты молода, твой отец находится в тюрьме, солдаты унижают и бьют ваших братьев, сестер и мать, заставляют вас в школе говорить на турецком языке, хотя вы не можете, то вы должны сопротивляться этому.

Я решила бороться. Это была внутренняя потребность. Только в этом я видела перспективу для меня и других женщин. Горы являются основой для нас, чтобы организоваться и найти себя. Через наш выбор пути партизана мы являемся символом других женщин. Мы показываем на практике, что может быть другой выбор жизни для женщин, не предусмотренный заявленными традициями».[15]

Закономерен тот факт, что большая часть женщин приходит в РПК из сел. Но это не является единственным источником кадров для женских боевых частей. Вторым источником является курдская городская интеллигенция. Как правило, это женщины, добившие высокой личной и общественной реализации, но глубоко переживавшие страдание и угнетение собственного народа и поэтому решившие вступить в ряды РПК. Ярким примером такого подвижничества является курдская национальная героиня – Зилан.

Зилан (Зейнеп Кинаджи) родилась в 1972 г. в городе Малатья. Она была младшим ребенком в небогатой семье, принадлежавшей к роду Мамурки из села Алмали. Успешно окончив среднюю школу в 1986 г., Зилан поступила в лицей для девочек в городе Стамбуле, по окончании которого стала техником-рентгенологом. Зилан вскоре устроилась на работу по специальности в Стамбуле. Затем она поступила в университет города Малатья на факультет психологии, в это время ей приходилось совмещать учебу с работой в больнице. В 1994 г. Зилан вступила в РПК и через год ушла в горы к партизанам[16]. 30 июня 1996 г. она взорвала себя на военном параде в городе Дерсим в знак протеста против очередного покушения на Оджалана. Акт самопожертвования Зилан продемонстрировал готовность лучших представителей курдского народа сражаться за свое существование, несмотря ни на какие преграды.

В одном из своих последних писем Зилан писала: «Я иду на это осознанно, без колебаний. Высший смысл моей жизни –– счастье людей. Эта жизнь должна быть изменена. Я хочу поддержать в людях веру. Я жертвую собой ради блага всех угнетенных и эксплуатируемых людей, ради независимости народов Курдистана и освобождения курдских женщин…

Я не боюсь встать перед дулом автомата. Не думайте, что это чисто эмоциональный порыв – мое сердце послушно моему разуму. Я так сильно люблю жизнь, что готова умереть ради нее. Вы поймете меня, друзья! Расскажите об этом нашим товарищам»[17].

Третьим основным источником для пополнения женских частей РПК были европейские курдские общины, оказывавшие активную материальную и кадровую помощь партии[18]. Определенную процентную нишу в числе членов РПК занимают турчанки, увидевшие больше перспектив в борьбе курдов, нежели в деятельности раздробленных турецких левых. В 90-е годы в РПК также состояло небольшое количество европеек[19].

Женщины в рядах РПК выполняют самые различные функции, начиная от непосредственного участия в боях и заканчивая пропагандистской деятельностью, организацией городских демонстраций, материально-техническим обеспечением, разведывательной деятельностью и др.

В начале 90-х годов турецкое правительство активизировало военные действия против РПК, но на практике они часто выливались в террор против гражданского курдского населения. По данным на декабрь 1994 г., в боях между РПК и правительственными войсками погибло уже свыше 5 тысяч человек, среди которых более 3,5 тысячи были мирными жителями. Было уничтожено почти 3000 курдских сел[20]. Эти действия обеспечили новый приток активистов в ряды РПК, что вызвало определенные сложности, т.к. новобранцы не обладали сложившимся политическим мировоззрением и решали присоединиться к партизанам под непосредственным давлением репрессий со стороны властей[21]. По оценкам некоторых аналитиков, к началу 1990-х годов, из общего числа курдских партизан (17 тысяч) 30% составляли женщины[22].

Активное строительство женских организаций в структуре РПК началось в конце 80-х гг. В 1987 г. в Ганновере была создана первая самостоятельная организация курдских женщин –– YJWK (Yêkitîya Jinên Welatparêzên Kurdistanê  Союз Патриотических Женщин Курдистана). В 1993 г. она была преобразована в YAJK (Союза за освобождение женщин Курдистана) YAJK. В 1995 г. была созвана большая женская конференция (350 участников), на которой были проанализированы итоги деятельности YAJK[23]. Новизна этой организации состояла в том, что она стала первой ступенью в процессе создания женской армии. Такую задачу поставило руководство РПК в 1993 г.[24]

Оджалан писал о женском движении : «Во-первых, YAJK знаменует собой достижение высочайшего уровня преданности своей стране. Это значит, что даже если все остальные предадут свою страну, YAJK будет продолжать борьбу. Во-вторых, YAJK символизирует собой реальность войны. Мы ведём национально-освободительную войну. YAJK хорошо понимают, что эта война является основной частью их существования. Война – главный принцип YAJK. Однако подразумевается не только вооруженная война; война, которую они ведут, является настолько же внутренней, насколько и внешней. В-третьих, YAJK представляют собой партизанские силы, что полностью соответствует принципам и идеалам партии (РПК). Очевидно, что без борьбы РПК женское освободительное движение не достигло бы столь значительных успехов. Следовательно, верность и усвоение принципов РПК является для YAJK жизненно важным обязательством»[25].

По решению 6-го съезда РПК, состоявшегося 13 марта 1999 г., на базе женского состава была провозглашена Рабочая партия женщин Курдистана (РПЖК PJKK). В 2000 г. она переименована в Партию свободных женщин (ПСЖ PJA)[26].

Дилан Дерек, член руководства ПСЖ, описывает ее основные цели следующим образом: «Мы активно поддержим курдскую освободительную борьбу всеми нашими силами и ведем борьбу вплоть до окончательного достижения наших целей. У нас речь идет о том, чтобы строить новое, демократическое и свободное общество, в котором твердо зафиксированы женские права»[27].

В начале 2000-х г. РПК под влиянием идей демократического конфедерализма переживала этап большого реформирования, что не могло не затронуть структуру женского движения. В 2005 г. была создана конфедеративная ассоциация – Высший совет женщин (KJB),объединяющая четыре звена : 1. Женское идеологическое движение (YAJK); 2.Женское социальное движение (Союз Свободных Женщин — YJA); 3 Женские силы самообороны (YJA-STAR); 4. Женская молодёжная организация[28].

Крайне характерен тот факт, что на сегодняшний момент в ротации управленческих структур РПК закреплено правило, согласно которому 40% мест в высшем управленческом звене партии должны занимать женщины. На практике же имеются комитеты с женским участием больше чем 50%[29]. Подобный принцип действует и в организации деятельности легальных прокурдских партий в Турции[30]. В формировании местных и национальных партийных структур применяется минимальная 40% квота для женщин и отстаивается принцип женского сопрезидентства в высшем руководстве партии[31].

Женские военные подразделения при строгом подчинении верховному командованию партии обладают определенной самостоятельностью в своей деятельности. «Мы участвуем не только в общих вооруженных акциях. Атаки на символы женского подавления также принадлежат к акциям женской герильи: например, в Дерсиме был атакован ночной клуб», – заявляет Нуриже.

Партизанки веду борьбу против проституции: «Мы боремся не против проституток, а против системы, которая принуждает женщин, чтобы они пребывали в такой роли. Мы преодолеваем дискриминацию по полу как часть общественной системы и двойной морали. Проституция в Амеде (Диярбакыр. – М.Л.) и других городах в Курдистане распространяется в течение последних лет. Время от времени мы беремся за бары и т.д., чтобы продемонстрировать их разрушением несовместимость данных обществ с нашими целями»[32].

Оджалан пишет о создании женского движения: «Я всегда говорил о том, что женщины должны стать гарантией свободной и прекрасной жизни, и подчеркивал свою веру и надежду на то, что в недалеком будущем они обретут силу, позволяющую им призвать к ответственности лживых и злых мужчин. Нельзя обрести истинное величие и стать настоящим мужчиной, устанавливая власть собственника над женщиной. Я никогда не стремился к благополучию, считая такой метод унизительным. Я знаю, что поставил перед женщиной очень тяжелую задачу. Более того, я превратил женщину в кусочек огня. Я знаю, что есть среди женщин и такие, кто встал на вражеские позиции и совершил много несправедливых деяний. Не найдя поддержки, они фактически остались одинокими. Однако истина, которую я хотел бы познать, – это обязанность женщины быть настолько сильной, чтобы суметь стать определяющим фактором в борьбе, так и в мирных буднях. Без этого жизнь попросту теряет смысл, а любовь становится невозможной»[33].

Несмотря на то, что руководство РПК с момента создания партии рассматривало женский вопрос как отдельный сложнейший узел противоречий, в силу определенных причин (ограниченных ресурсов, прежде всего) первоначально не удалось приступить к организационному строительству партии курдских женщин. Лишь в 90-е годы к данной цели были сделаны крупные шаги. Женское освободительное движение стало неотъемлемой частью новаторской парадигмы РПК, которая активно формировалась в начале 2000-х годов. Процент боевых женских подразделений в рядах РПК постоянно растет, составляя как минимум треть от всех партизанских сил. Большое количество женщин в рядах партии не случайность, а закономерность, обусловленная блоком причин политического, социально-экономического и культурного характера. В условиях Северного Курдистана революционное движение является своеобразным социальным лифтом, используя который, курдская женщина осознает себя как политический и нравственный субъект. Партийные связи возвышаются над родственными узами и традиционной зависимостью женщины в семье. Партия – это новое братство, зерно нового общества, основанного на высокой идейности и солидарности.

 

Максим Лебский

[1] Оджалан А. От  Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации. Т. 2. М., 2003. С. 416.

[2] Dirik D. The Amazons of Mesopotamia// The Kurdistan Tribune (December 9, 2012)

[Electronic Resource]. URL: http://kurdistantribune.com/2012/amazons-of-mesopotamia/ (access date: 13.03.2014)

[3] Никитин В. Курды. М., 1964. С.169.

[4] Если есть вторая жена (beri), ей обычно поручают всю ра­боту, связанную с приготовлением молочных продуктов (доение, приготовление сыров, масла, крема, айрана и т. д.).

[5] Никитин В. Курды. C. 171.

[6] Arbeiterpartei Kurdistan PKK (Erstes Programm) \\ Teil III Die Revolution Kurdistans [Electronic Resource]. URL : https://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/programm_1/03.htm (access date: 07.02.2014)

[7] PKK Programi – iKinci Bölüm // B- Demokratik Ortadoğu Konfederasyonu

[Electronic Resource]. URL: http://www.pkkonline.net/tr/index.php?sys=article&artID=239 (access date: 08.03.2014)

[8] В иных случаях и экономического превосходства.

 

[9] Маркузе Г. Марксизм и феминизм.

[Electronic Resource]. URL: http://accion positiva.ucoz.es/publ/aktivizm/gerbert_markuze_marksizm_i_feminizm/7-1-0-62(access date: 09.03.2014)

 

[10] Маркузе Г. Марксизм и феминизм.

[Electronic Resource]. URL: http://accion positiva.ucoz.es/publ/aktivizm/gerbert_markuze_marksizm_i_feminizm/7 1-0-62(access date: 09.03.2014)

[11] PKK Programi – iKinci Bölüm // B- Demokratik Ortadoğu Konfederasyonu

[Electronic Resource]. URL: http://www.pkkonline.net/tr/index.php?sys=article&artID=239 (access date: 08.03.2014)

[12] PKK Programi – iKinci Bölüm // B- Demokratik Ortadoğu Konfederasyonu

[Electronic Resource]. URL: http://www.pkkonline.net/tr/index.php?sys=article&artID=239 (access date: 08.03.2014)

[13]Оджалан А. Сво­бод­ная жен­щина создает сво­бод­ное общество.

[Электронный ресурс]. URL :http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6534:2012%E2%80%9311-22%E2%80%9315-07%E2%80%9328&catid=33&Itemid=40 (дата доступа : 13.11.13)

[14] Гасратян Курды Турции в новейшее время \\ Турецкая политика в Курдистане в 1960-1980-е годы.

[Электронный ресурс]. URL :

http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=302 (дата доступа : 11.11.13)

 

 

[15] Kiechle B. Die Frauenguerilla der PKK im Kampf für eine neue Gesellschaft // Sozialistische Zeitung (Dezember 2007, Seite 14) [Electronic Resource]. — URL: http://www.vsp-vernetzt.de/soz-0712/071214.php (access date: 12.11.2013)

[16] День памяти товарищ Зилан.

[Электронный ресурс]. URL :http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5723:2012-06-26-07-51-43&catid=92&Itemid=147 (дата обращения: 14.11.2013)

 

[17] Шаг в бессмертие

[Электронный ресурс]. URL:

http://www.kurdishcenter.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7393%3A2013-07-05-07-09-47&catid=24&Itemid=1 (дата обращения: 10.01.2014)

   [18] Nihat A. PKK Recruitment of Female Operatives // Global Terrorism Analysis, Jamestown Foundation, Volume 4,   Issue 28, September 11, 2007.

[Electronic Resource]. URL: http://web.archive.org/web/20070915044101/http://jamestown.org/terrorism/news/article.php?articleid=2373638(access date: 12.01.2014)

[19] Entwicklung des Frauenbefreiungskampfes / Entwicklung der YAJK

[Electronic Resource]. URL: http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/frauen/pja/0001.htm (access date: 15.01.2014)

 

[20] Демиденко С.В. Деятельность Рабочей партии Курдистана /РПК/ и ее роль в вооруженной борьбе турецких курдов (1973–1999). С.128.

[21] Entwicklung des Frauenbefreiungskampfes / Entwicklung der YAJK

[Electronic Resource]. URL: http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/frauen/pja/0001.htm (access date: 15.01.2014)

   [22] Nihat A. PKK Recruitment of Female Operatives//Global Terrorism Analysis, Jamestown Foundation, Volume 4,   Issue 28, September 11, 2007.

[Electronic Resource]. URL: http://web.archive.org/web/20070915044101/http://jamestown.org/terrorism/news/article.php?articleid=2373638 (access date: 12.01.2014)

[23] Entwicklung des Frauenbefreiungskampfes / Entwicklung der YAJK

[Electronic Resource]. URL: http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/frauen/pja/0001.htm (access date: 15.01.2014)

[24] http://www.kjk-online.org/hakkimizda/?lang=en

[25] http://kurdistan.today/?p=11417

[26] Демиденко С.В. Деятельность Рабочей партии Курдистана /РПК/ и ее роль в вооруженной борьбе турецких курдов (1973–1999). С. 178.

[27] Kiechle B. Die Frauenguerilla der PKK im Kampf für eine neue Gesellschaft // Sozialistische Zeitung (Dezember 2007, Seite 14) [Electronic Resource]. URL: http://www.vsp-vernetzt.de/soz-0712/071214.php (access date: 12.11.2013)

[28] http://kurdistan.today/?p=11417

[29] Kiechle B. Die Frauenguerilla der PKK im Kampf für eine neue Gesellschaft // Sozialistische Zeitung (Dezember 2007, Seite 14) [Electronic Resource]. URL: http://www.vsp-vernetzt.de/soz-0712/071214.php (access date: 12.11.2013)

[30] Barış ve Demokrasi Partisi – «Партия Мира и Демократии» основана 2 мая 2008 г.

[31] Dirik D. The Amazons of Mesopotamia // The Kurdistan Tribune (December 9, 2012) [Electronic Resource]. URL: http://kurdistantribune.com/2012/amazons-of-mesopotamia/ (access date: 16.11.2013)

[32] Kiechle B. Die Frauenguerilla der PKK im Kampf für eine neue Gesellschaft // Sozialistische Zeitung (Dezember 2007, Seite 14) [Electronic Resource]. URL: http://www.vsp-vernetzt.de/soz-0712/071214.php (access date: 12.11.2013)

[33]Оджалан А. От Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации Т. 2. С. 416.

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/d6Ayv

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях