Фабрис Баланш, преподаватель Университета Лион 2, эксперт по Ближнему Востоку и Средиземноморью, сотрудник Вашингтонского института Ближнего Востока, опубиковал свои аналитические заметки в газете «Фигаро». Он отметил, что соглашение по Сирии, заключенное при посредничестве России, Турции и Ирана между режимом Асада и группами, с которыми Асад конфликтует, несет риски для курдов.
Статья эксперта была опубликована под заголовком:
«Сирия: почему прекращение огня не ведет к окончанию войны». Баланш отмечает, что Турция примкнула к русско-иранскому альянсу по тактическим соображениям и соглашение о прекращение огня очень далеко от воплощения в реальность. Так, соглашение не включает регионы, которые находятся под контролем организации Фатах аль Шам, прежде известной как Ан-Нусра (организация, запрещенная в России). Баланш прогнозирует, что Башар Асад останется у власти до 2021 г. Эксперт полагает, что “уход” Асада, упомянутый в соглашении, был нужен лишь для того, “чтобы заманить Запад и страны Персидского залива к столу переговоров”.
Кроме того, группировка Ахрар ал Шам была добавлена в число участников соглашения под давлением Турции, в то время, как радикалы из этой группы выступают против соглашения о прекращении огня. Согласно прогнозу Баланша, соглашение может усилить разделение и расколы между анти-режимными группами в Сирии (в особенности это относится к Ахрар ал Шам), а такое развитие событий соответствует интересам режима Асада.
КУРДЫ МОГУТ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОЙ КООПЕРАЦИИ
Французский эксперт подчеркивает, что позиции российского лидера Владимира Путина, выступившего в качестве архитектора мирного процесса в Сирии, стали сильнее, тогда как позиции Ирана ослабли: изменился сложившийся ранее благодаря их военному присутствию баланс сил в Сирии. В то же время, соглашение не мешает проводить военные операции в контролируемой Ан-Нусрой провинции Идлиб, и точно так же Турция может продолжать свое продвижение в Сирии, наступая на Аль Баб.
В соглашении, отмечает Баланш, ничего не сказано о ПДС (Партия Демократический союз — ведущая партия в Рожаве, прим.), и это может означать, что после Баба турецкая армия и ее союзники атакуют Манбидж (город и район контролируются в настоящий момент связанными с курдами силами — прим.). Российско-турецкое сотрудничество может дорого стоить курдам. Эксперт отмечает, что режим Асада не согласен с существованием Автономной курдской области и что после того Алеппо был взят силами, верными Асаду, последний хочет, чтобы курдская милиция ОНСЗК (Отряды народной самообороны Западного Курдистана) покинула районы Алеппо, которые она контролируют в настоящее время.
Баланш утверждает, что группы оппозиции, которые получают поддержку Турции, не намерены в данный момент бороться с режимом Асада на севере Алеппо и комментирует: “Турция платит им (деньги), для того, чтобы взять с их помощью город Аль Баб и ограничить влияние сирийских курдов и их союзников из СДС (Сирийские демократические силы), которые стремятся контролировать все курдские районы”.
РОССИЯ И РЕЖИМ АСАДА ГОТОВЯТ НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ
Фабрис Баланш полагает, что сирийский режим каждый раз покупал время для нового наступления, заключая соглашение о прекращении огня при поддержке руководства России. Последний пример — взятие силами режима города Пальмира в марте после прекращения огня в феврале. Баланш отметил, что когда Россия объявила о выводе войск из Сирии, “по-русски” это означало ротацию воинских частей и военной техники в целях нового масштабного наступления.